Как скинхеды помогают нелегальной миграции. Контркультура и капитализм


Как скинхеды помогают нелегальной миграции.

Контркультура и капитализм



Канадские культурологи Джозеф Хиз и Эндрю Поттер в своей ставшей скандально знаменитой книге «Бунт на продажу. Как контркультура создает новую культуру потребления» выдвинули внешне парадоксальный, но от этого не престающий быть истинным тезис: молодежная контркультура, возникшая на Западе в 1950-х-1960-х годах и распространившаяся по всему миру, ошибается, считая себя серьезной противницей общества потребления. На самом деле она не просто вполне безопасна для него, в отличие от, скажем, профсоюзного или левого движения, она лишь помогает ему развиваться. Хиппи, панки, готы, рокеры и другие молодежные субкультуры самим своим существованием инициируют создание целых отраслей промышленности, производящих необходимые им атрибуты одежды (джинсы, фенички, ботинки, куртки), музыкальные диски и видео, журналы и книги. Но и этого мало: контркультура исподволь привносит в общественное сознание мысль о том, что человек должен «выражать свою индивидуальность» при помощи одежды, одеваться броско, часто менять одежду. В результате огромные массы граждан мира «свободной торговли», не столь радикальных как адепты контркультуры, но тоже желающих быть «не такими как все», начинают больше тратиться на одежду, на музыку, на машины и т.д.

Когда я читал эту поразительную заставляющую по-новому взглянуть на многое книгу, мне пришла в голову одна забавная мысль. Эту диалектическую связь между молодежными субкультурами и тем, что они, казалось бы, яростно отрицают, можно наглядно продемонстрировать на … российских скинхедах. Скинхеды, как теперь уже известно в России всякому, кто знает о том, как включить телевизор — молодежные группировки, занимающиеся регулярными избиениями иностранцев «неарийской наружности»: африканцев, вьетнамцев и китайцев, узбеков и таджиков, приехавших в наше Отечество либо учиться, либо работать, в последнем случае — часто нелегально. Делают это скинхеды из откровенно расистских побуждений, что легко заключить из их выкриков во время избиений (скинхеды любят снимать свои акции на видео и выкладывать их в Интернете, так что их может увидеть любой). Оставим в стороне вопрос о моральности или неморальности такого рода действий и вообще о необходимости или ненеобходимости в России гастарбайтеров из стран Азии. Обратим внимание лишь на один нюанс: ненавистников гастарбайтеров у нас сегодня предостаточно. Немало и банальных подростковых банд в «пролетарских районах», и молодчики из этих банд также могут в темном переулке избить таджика или узбека и частенько делают это. Но скинхеды отличаются от всех них тем, что они представители молодежной контркультуры. Они не могут ходить в кожаных кепках и китайских куртках, и слушать блатату и попсу как простые хулиганы. Скинхед обязательно должен быть одет в куртку — «бомбер», черные джинсы, желательно импортные, ботинки «Мартерс», «Гриндерс», «Комбат». На куртке у скинхеда обязательно нашиты свастика, кельтский крест или флаг американских конфедератов. Скинхеды слушают только «свои» рок-группы, принадлежащие к музыкальному стилю «Ой» (в России это «Коловрат», «Белые бульдоги», «Радагаст», «Дивизион» и т.д.). Скинхеды читают только свои журналы — «Под ноль», «Белое сопротивление», «Отвертка», «Я — белый» и свои интернет-сайты. Это не говоря уже о том, что скинхеда легко отличить по чисто выбритой лысой голове, на которой может быть татуировка в виде свастики или креста (отсюда и название: «скинхед», то есть бритоголовый) и по знаменитым подтяжкам толщиной в «два пальца», которые являют собой символ пролетарского происхождения. Таков облик скинхеда не только в России, но и по всему миру, сформировался он еще в Англии, где в 1950-е годы и возникло скин-движение. И хотя скинхедов либеральные СМИ привычно называют русскими националистами, уже из сказанного ясно, что это, мягко говоря, натяжка. Ни к каким видам традиционного русского национализма («черносотенцы», «младороссы», «русские фашисты») они отношения не имеют. Они — представители сугубо западной субкультуры, которая с глобализацией дошла и до нас. В отличие от идейных националистов, для которых главное — программа, а музыка и одежда вторичны, скинхед может не читать Гитлера, Муссолини, не говоря уже о Меньшикове и Тихомирове, но зато не может не носить «бомбер» и «Мартинсы». Это для него принципиально важно.

Надо кстати заметить, что стоят все эти атрибуты недешево. Одежду скинхеда в 2004 году в Москве можно было купить за 15 000 рублей1. А ведь надо еще платить татуировщику, покупать диски с музыкой и видео, журналы, оплачивать Интернет-трафик; это не говоря уже о том, что, мягко говоря, динамичный образ жизни, то есть регулярное участие в драках, ведет к тому, что одежда пачкается, рвется и требует замены… Да и достать ее непросто — флаги конфедерации и «бомберы» в супермаркетах не продаются. В Москве есть два-три места, куда скинхед может приехать за одеждой и прочей атрибутикой, поскольку у этих торговцев — монополия, то и дерут они немало… А ведь большинство скинхедов — выходцы из небогатых семей, однако, найти деньги, чтобы выглядеть как скинхеды для них — святое.

Как видим, оборотной стороной скин-движения является целая отрасль экономики, обеспечивающая его всеми атрибутами без которых скинхед таковым не является. Это бизнес растущий и довольно прибыльный, если учитывать, что после каждого зубодробительного фильма про скинхедов по ТВ, все больше и больше мальчишек и девчонок из бедных семей, желают, вопреки предупреждениям мира взрослых, превратиться из обычного хулигана в скинхеда, которого так боятся взрослые. По сообщениям агентства «Русская линия» в 2004 году — том самом, когда экипировка скинхеда стоила 15 000 рублей — в России насчитывалось 50 000 скинхедов. Выходит, что для того, чтобы только одеться в согласии с требованиями субкультуры, скинхеды в 2004 году тратили 950 миллионов рублей. Поскольку бизнес подпольный и налогами не облагается, то и доходы немалые. А ведь мы не учли расходы на литературу, диски с музыкой и видео, на испорченную одежду…

Откуда же все эти вещи берутся? В романтические времена начала скин-движения в России, которые пришлись на 90-е годы, одежду, нашивки, диски для только возникших в Москве и Питере банд скинов, привозили через Прибалтику из Восточной и Западной Европы (на цивилизованном Западе для нужд скин-движения работает целая индустрия). Теперь уже и у нас, в России существует скин-индустрия, в частности подпольные производства, где шьют «бомберы» и черные джинсы, делают ботики «Комбат», а также пиратские диски с записями скин-групп CLASS="sdfootnoteanc" NAME="sdfootnote2anc" HREF="#sdfootnote2sym">2. И если кто-нибудь мне скажет, что работают в этих цехах чистокровные арийцы в третьем поколении, то готов признать, что Жванецкий по сравнению с ним -провинциальный клоун. Потому что владельцы этого бизнеса, в отличие от покупателей скин-атрибутики — циничные бизнесмены, чьи убеждения изложены на долларовой банкноте. И как всякий российский циничный бизнесмен они, без сомнений, привлекают к работе в цехах гастарбайтеров из Вьетнама или Таджикистана: платить им много не надо, то, что они обслуживают своей работой ненавистных врагов, они даже не поймут. Факт применения труда гастарбайтеров косвенно подтверждается самой ценой — легальные, тем более фирменные джинсы и ботинки в сумме уж никак 15 тысяч не стоили бы.

Итак, чтоб банда скинов человек из десяти могла избить одного вьетнамца, она должна быть соответственно экипирована, а для этого нужен труд трех-четырех, а то и десяти вьетнамцев. Значит, чем больше у нас скинхедов, заботящихся о «расовой чистоте» российских улиц, тем больше в России нелегальных гастарбайтеров. «Борясь» с нелегальной иммиграцией, скинхеды добиваются лишь ее увеличения. А поскольку акции скинхедов, благодаря своей жестокости и дерзости — всегда сенсация, то СМИ о них с удовольствием сообщают, популярность скинхедов растет, скин-индустрия процветает, таджики и узбеки толпами тянутся на подпольные производства… И все потому что вместо легальной и разумной борьбы за права национального рабочего класса, скинхеды озабочены бутафорскими нарядами, пошитыми в подвалах, и песенками на пиратских дисках. Выходит, скин-движение — не просто часть западной молодежной субкультуры, оно — часть того самого капитализма, который все, в том числе и протест превращает в прибыль и осуществляет глобализацию даже за счет противников глобализации.


Р. ВАХИТОВ, кандидат философских наук








1БРИТОГОЛОВЫЕ В СУМЕРКАХ Валерий БУРТ Литературная газета, N 30, 28.07.2004 (http://www.antirasizm.ru/digest_05.php/ )


2С. В. Беликов БРИТОГОЛОВЫЕ http://www.rusrepublic.ru/nnpr1/books/skin.htm/ ·