Рустем Вахитов Платонизм в зеркале советского марксизма (Э. В. Ильенков об «идеях» у Платона)
1. Платон советского марксизма
Идеализм Платона признанная вершина мировой философии. Представители современных философских направлений, точно также как и лучшие философы средних веков, Возрождения, Нового времени, углубляясь в классическую онтологическую, гносеологическую, аксиологическую проблематику встречаются там со следами пребывания универсального ума гения античности Платона и вынуждены вырабатывать свое собственное отношение к тем результатам, которые получил Платон, прежде всего, осмысляя открытый им феномен идеального. Об этом замечательно сказал А. Ф. Лосев в работе 1928 года «Очерки античного символизма и мифологии»: «…каждая более или менее оформленная эпоха в истории мысли ставила себя в определенное отношение к Платону и спешила дать его оригинальное понимание. Платонов столько же, сколько было философских эпох и сколько было философских систем и интуиций.»1. Лосев указывал, как минимум, на три современных ему образа Платона: трансцендентальный, неокантианский, феноменологический, гуссерлианский и
В 1928 году, когда писались эти строки, философская традиция советского марксизма, равно как и сама советская цивилизация, находились еще в стадии формирования; так что о Платоне советского марксизма говорить еще было, конечно, рано. Теперь, обозревая советский период как уже законченное
Но как верно заметил современный философ Р. Л. Лившиц, каждую философскую традицию следует оценивать по ее высшим достижениям, а не по результатам третьестепенных, бесталанных представителей6. Не может тут быть исключением и советский марксизм, к которому следует относить вовсе не советских «генералов от философии», а настоящих творческих марксистов, которых зачастую эти «генералы» между прочим, упрекали в уклонении от «единственно верной линии». Так, современное марксистское понимание Платона на научном уровне, а не на уровне идеологической демагогии, стало возможным, только после того как на почве марксизма была всерьез поставлена проблема бытия идеального, которую, собственно, и разрешал Платон в свое время и свойственными для этого времени средствами. А данную философскую революцию произвел в СССР в
2. Общезначимые аспекты в платонизме и их оценка у Э. В. Ильенкова
Э. В. Ильенков, прежде всего, констатирует, что если бы вульгарные материалисты были правы и идеальное являлось бы не чем иным как простым феноменом индивидуального сознания, то «идеализм Платона и Гегеля и в самом деле был бы в высшей степени странным заблуждением,
По Ильенкову, Платон, безусловно, открыл феномен объективного, независимо от индивидуального сознания и воли существующего идеального, умопостигаемого бытия. Не признать наличие этого феномена не может ни один философ: будь он материалист или идеалист, субъективист или объективист. Это факт, с которым нельзя не считаться, если ты хочешь решать реальные философские проблемы, а не заниматься болтовней по их поводу. Собственно, без признания бытия идеального как некоего специфического уровня реальности, несводимого ни к физиологии мозга, ни психике, ни к языку, и философия невозможна, потому что сама философия есть не больше, но и ни не меньше, чем наука об этих идеальных образованиях вроде всеобщего, справедливости, красоты, закона. Допустим, «справедливость» психофизиологический феномен, порождаемый работой головного мозга человека. Но тогда и философы здесь не при чем, этими феноменами должны заниматься физиологи и психологи. Значит, все многовековые рассуждения философов будь то материалистов или идеалистов о справедливости лишь болтовня, теряющая смысл после возникновения научных методов психофизиологических процессов и феноменов. Допустим, «справедливость» не более, чем слово человеческого языка. Но тогда опять таки это компетенция не философии, а лингвистики и заниматься этим также должны лингвисты, а не философы. Получается, вульгарные материалисты или позитивисты, сводящие идеальное либо к
3. Понимание идеального у Ильенкова и критика платонизма
Однако, по Э. В. Ильенкову, учение великого афинского мыслителя содержит в себе и элемент заблуждения. Как считает советский философ, Платон мистифицировал идеальное, изобразив его как эйдосы, составляющие сверхприродный слой бытия, свое рода «умный, интеллигибельный космос», который возвышается над космосом материальным и тем более над человеком и обществом как некий образец и одновременно цель развития. На самом же деле, по Э. В. Ильенкову, «идеи» Платона и мы бы добавили, идеальное вообще, которое было открыто Платоном: «… это универсальные, общезначимые
Итак, идеальное по Ильенкову это вовсе не результат психологических и физиологических процессов, происходящих в голове отдельного индивида. Но Ильенков не признает и существования идеального в самой природе и тем более в неких надприродных областях, в отличие от Аристотеля и Платона. Как выражается ученик и последователь Ильенкова С. Н. Мареев, по Ильенкову «…идеальное есть прежде всего феномен человеческой деятельности … только благодаря человеческой деятельности формируется идеальная действительность»14. Да и сам Ильенков высказывался по этому поводу вполне определенно: «идеальное есть .. не что иное как форма вещи, но не вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности существующая… …В природе самой по себе, в том числе и в природе человека как биологического существа идеального нет… Так, форма кувшина, возникающего под руками гончара, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в ни в прирожденной
Идеальное не функция психофизиологии человека, и не присутствует непосредственно в окружающей нас природе. Итак, идеальное существует лишь в сознании человека. Но если мы это поймем так, что идеальное лишь феномены индивидуального сознания, то мы грубо ошибемся. Ильенков едко высмеивает тех, кто под идеальным понимают «… то, и только то, что имеет место в индивидуальной психике, в индивидуальном сознании..»16. Поскольку существует лишь идеальное и материальное, то все остальное, что находится вне индивидуального сознания придется отнести к материи, в том числе «все исторически сложившиеся и социально узаконенные представления людей о действительном мире…»17, что явно нелепо.
Природу идеального, Ильенков, развивая идеи Маркса о человеке как существе общественном, ищет в общественной деятельности общественных людей, в труде и практике: "…идеальное … «конституируется» в особую
Как видим, здесь возникает фундаментальное для марксизма понятие «общественное сознание». По сути дела оно является и ключевым для понимания идеального у Ильенкова. Понятие это представляется сложным и запутанным лишь до тех пор, пока мы не осознаем, что под идеальным Ильенков имел в виду не что иное как «схемы», «категории», «понятия» именно общественного, а не индивидуального сознания или психики. А поскольку общественное сознание несводимо к суме сознаний индивидов, составляющих это общество, и имеет свою специфику, то получается, что эти элементы общественного сознания открытые Платоном «идеи» существуют в определенной степени независимо от мышления отдельных людей и уж тем более от физиологических процессов, происходящих в их головах.
4. Платон как первооткрыватель общественного сознания и социальные корни идеализма
Итак, по мысли Ильенкова, Платон ни много, ни мало, почти за две тысячи лет до Маркса открыл общественное сознание и изобразил его в виде своего надкосмического, сверхчувственного мира вечных, божественных идей. Платоновский (да и аристотелевский) мир идей, взятый в его целостности, или Космический Ум есть для
Следует заметить, что, по Ильенкову, они, эти принципы, и вправду представляют собой некие статичные, инвариантные идеалы, но не вечно, конечно, а лишь в исторических рамках, отведенных данной культуре как живому историческому феномену и как памяти о нем в общественных сознаниях других цивилизаций. Однако для отдельного человека, живущего не более века, такое долгожительство паттернов культуры легко может показаться вечностью.
Неудивительно также, что знание об эйдосах Платона мыслит как доопытное, взятое нами из прошлой жизни. По Ильенкову, действительно, существуют понятия и категории, весьма важные для нашей жизни и деятельности, но не вырабатываемые каждым человеком в отдельности, а получаемые им сразу, в готовом виде в процессе воспитания и, шире говоря, общественной деятельности: «…Платон фиксирует то обстоятельство, что человек в своем активном отношении к вещам … всегда стоит на почве некоторой всеобщей на деле
Наконец, вовсе не случайно, что Платон трактует идеальное именно идеалистически, то есть как мировое начало, довлеющее над миром вещей и над человеком. Э. В. Ильенков как марксист убежден, что общественное сознание отражает общественное бытие, общественное сознание, рисуемое Платоном в виде мира идей отражает отчужденное общественное бытие, где человек и общество не понимают, что их собственная
Причем, совершенно не случайно открытие феномена идеального и его первоначальное исследование произошло именно в рамках традиции объективного идеализма традиции, начинающейся с Платона и достигающей своего расцвета у Гегеля, а не в рамках традиции материализма, который до Маркса в этом плане сильно отставал от идеализма. Согласно марксизму, без эксплуататорских обществ, поднявших уровень развития производительных сил на небывалую ранее, немыслимую для первобытного коммунизма высоту, не может произойти становление коммунизма индустриального. Маркс предлагает своеобразный историцистский вариант антроподицеи, оправдание эксплуатации человека человеком, отрицаемой марксизмом по
3. Идеальное по Ильенкову и целлеровское, метафизически-логическое понимание идей Платона
В общих чертах нами уже рассмотрено и понимание идеального у самого Ильенкова и его оценка теории идей Платона. Но в заключение мы не можем удержаться от сопоставления ильенковской концепции платоновских идей со знаменитой, целлеровской. Это позволит еще лучше понять мысль Ильенкова, тем более что сам Ильенков часто употреблял для обозначения идеи слово «понятие», что может привести к определенной путанице, и даже к отождествлению в данном вопросе Целлера и Ильенкова. А между тем их позиции буквально разделены пропастью.
Но сначала необходимо оговориться, что Э. В. Ильенков формулировал свое
Согласно Э. Целлеру идеи Платона есть не что иное, как гипостазированные понятия, содержащиеся в уме каждого из нас. Есть реальные материальные столы вне нашего сознания, а есть стол вообще или идеальный стол как понятие в нашем сознании, отражающее лишь общие черты у реальных столов и не более того. Платон по Э. Целлеру впервые поднялся до понятийной рефлексии и был настолько очарован своим открытием, что пошел дальше и выдвинул неправомерное предположение, что вне нашего сознания и даже вне материального мира существуют такие же понятия, но гипостазированные, то есть обладающие субстанцией. Платоновская идея, таким образом, есть не что иное, как понятие, взятое из ума человека и перенесенное в объективную реальность23.
Такая трактовка Платона, которая, повторим, является крайне упрощенной и
Так, во «Введении в философию» (по редакцией академика И. Т. Фролова) самом многотиражном вузовском учебнике советских времен (а по его переизданию учатся и поныне) говорится: «Чтобы объяснить то или иное явление, надо по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие… Платон многое сделал для исследования природы понятия»24. В учебнике А. Н. Чанышева по древней философии, предназначенном для студентов философских (!) факультетов, мы встречаем такое же определение: «Платоновский ейдос или платоновская идея … фактически объективированное понятие…».
Эти учебники писались людьми, которые во всяком случае, в те времена причисляли себя к традиции советского марксизма и говорили от его имени. Но никакая диалектика в этих платоноведческих штудиях «диалектических материалистов» и не ночевала, более того, за
Естественно, Ильенков не мог бы согласиться с такой трактовкой идей Платона, поскольку это противоречило его собственному пониманию и учения Платона и феномена идеального. Исходя из самого духа концепции идеального Ильенкова, можно уверенно заявить: идеальное для него вовсе не понятия, т.е. просто логические мысли о предметах, а схемы и модели общественного сознания. Разница между ними существенная. Понятия отражают общие черты у всех предметов, составляющих некий класс, то есть они охватывают большое количество предметов и по закону обратной зависимости объема понятия и его содержания, они крайне скудны логически. Схемы общественного сознания, напротив, отражают общественную практику со всем ее богатством и многообразием. Далее, понятия мыслятся индивидуальным сознанием, идеи мыслятся при помощи индивидуальных сознаний (так как Ильенков, естественно, отрицал существование общественного сознания как некоего разумного субстанциального существа), но при этом в определенной мере независимо от сознаний отдельных людей (так как общественное сознание не есть простая механическая сумма сознаний отдельных индивидов, живущих в этом обществе, а составляет отдельную онтологическую единицу и процессы, происходящие в нем обладают известной степенью автономии). В этом смысле можно сказать, что идеи, в отличии от понятий, с точки зрения Ильенкова, мыслятся общественным, а не индивидуальным сознанием.
Поясним эти рассуждения на примере. Понятие стола, как уже говорилось, есть просто стол вообще, совокупность общих черт всех реально существующих, различных столов журнальных, кухонных, операционных, письменных. Понятие стола отражает тот элементарный и простой факт, что все столы, независимо от их предназначения, материала, из которого они сделаны и т.д., имеют поверхность (столешницу) и основание (ножки). Поскольку во всем остальном столы различаются: один имеет три ножки, другой четыре, один сделан из камня, другой из дерева, то понятие стола, действительно, крайне бедно содержательно. Идея же стола в ильенковском ее понимании есть некий образец, «идеал» стола, коренящийся в общественном сознании и представляющий собой продукт многодесятилетней, а то и многовековой деятельности всего этого общества, создавшего свои собственные стили и традиции в области производства мебели. На этот образец или «идеал» накладывают отпечаток представления данного общества о роскоши и комфорте, система ценностей общества с ее иерархией, даже оценка телесности и взаимоотношение тела и духа. Так, простой, функциональный, лишенный украшений и излишеств стол советской столовой и уж тем более высокий, на уровне груди стол в советском кафетерии как будто говорили о том, что в этом обществе на еду смотрят как на простое отправление физиологической потребности, которое необходимо, но не самоценно. В этом обществе, строящемся на идеале трудового коллективизма, чувственные удовольствия не только не ценятся, но и прямо осуждаются. За советским столом не
Как видим, идея в ильенковском смысле может быть буржуазной или социалистической (а также феодальной, рабовладельческой и т.д.), в зависимости от того, в общественном сознании какого социума она укоренена. В то же время, очевидно, что понятие не может быть буржуазным или социалистическим. Уже из одного этого видно, как велика разница между ними.
4. Социальные корни трактовки идеального Э. В. Ильенкова
В начале работы мы приводили слова А. Ф. Лосева о том, что каждая эпоха мировой истории, и каждый тип культуры порождает свой собственный образ Платона, и что все эти образы не есть относительные и субъективные трактовки, они являются необходимой истиной для данной эпохи и необходимым звеном в развитии мировой истории. Так, учение об идеях в собственно платоновском, языческом варианте, как прекрасно было показано А. Ф. Лосевым, связано с рабовладельческим античным обществом и его интуицией космоса как живого, но безличного божества и человека как безличного интеллекта и воли с одной стороны (рабовладелец) и безличной, пассивной социальной материи (раб) с другой. Христианская трактовка платоновских идей, развиваемая самыми разными философами от Августина Блаженного и Фомы Аквинского до П. А. Флоренского и А. Ф. Лосева, безусловно, связана с обществом патриархального типа и его теоцентричным мировоззрением. Субъективизм и антропоцентризм трактовки идей у вульгарных материалистов, Целлера и неокантианцев порождение буржуазной культуры с ее культом индивидуализма, рационализма, человеческой активности т.д.
Отсюда следует, что концепция идеального Ильенкова тоже должна быть укоренена в эпохе и обществе, в которых жил, а именно в советском обществе, и собственно, так оно и есть. Советское общество было цивилизацией
Мы высказали эту мысль в качестве постановки проблемы и не будем здесь ее развивать (хоть уверены, что это привело бы нас к интересным и многое объясняющим выводам). Мы укажем еще только на то, что не следует понимать это рассуждение о социальных корнях различных трактовок платонизма как апологию некоего социального релятивизма. Речь не идет о том, что каждая эпоха порождает свой образ Платона, не связанный никак с предыдущей и последующими эпохами, и имеющий отношение не столько к Платону и к феномену идеального, который он открыл, сколько к самопознанию данной эпохи. Отнюдь, мы вполне согласны с А. Ф. Лосевым в том, что различные прочтения платонизма и феномена идеального необходимы сточки зрения внутренней диалектики истории. Иначе говоря, не у
1А. Ф. Лосев Очерки античного символизма и мифологии -М., издательство «Мысль», 1993. -С. 684
2А. Ф. Лосев Очерки античного символизма и мифологии -М., издательство «Мысль», 1993. -С. 685
3следует различать философию советского марксизма и философию советского периода. В СССР жили и творили такие выдающиеся специалисты платоноведы как В. Ф. Асмус или А. Ф. Лосев, но они не имели отношения к советскому марксизму, так как принадлежали к совершенно другим философским традициям (Асмус неокантианской, Лосев неоплатонической) и только вследствие идеологической и партийной цензуры не могли прямо высказывать свои взгляды. Исходя из этого, здесь мы исключаем из рассмотрения трактовку платоновских идей у Лосева и Асмуса, и будем говорить лишь о советском марксизме
4см. лекцию Б. А. Чагина по античной философии в сборнике: Платон: pro et contra Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Спб., 2001. Его составители Р. В. Светлов и В. Л. Селиверстов оговариваются, что поместили эту вполне среднюю, ничем не выдающуюся лекцию как «образец пересмотра истории развития философской мысли в древней Греции … с точки зрения универсального космополитизма новой идеологии» (Указ. соч. -С. 631). Действительно, в этой лекции присутствуют практически все стереотипы рецепции Платона и платонизма официозной советской философией (которые, впрочем, не стоит распространять на всю советскую философию).
5исчерпывающую критику понимания платоновских эйдосов как гипостазированных понятий см. у А. Ф. Лосева
6см. Р. Л. Лившиц Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург, издательство Уральского университета, 1997. -С. 12
7Мысли Ильенкова относительно идеального у Платона интересно разрабатывались у М. Ф. Лифщица (19051983), выводы которого, как нам кажется, подняли понимание Платона в марксизме на новую высоту. Однако будучи стесненными объемами небольшой статьи, мы рассмотрим в общих чертах лишь понимание Платона и платонизма у Э. В. Ильенкова.
8Э. В. Ильенков Диалектика идеального/Э.. Ильенков Философия и культура -М., издательство политической литературы, 1991.
9там же
10 там же
11 Э. В. Ильенков Диалектика идеального/Э. Ильенков Указ. соч. -С. -С. 232233
12там же
13см. Диалектика идеального/Э. Ильенков Указ. соч. -С. 324
14С. Н. Мареев Э. В. Ильенков.
15Э. В. Ильенков Материалистическое понимание мышления как предмета логики/ Э. Ильенков Указ. соч. -С. 216
16 Э. В. Ильенков Диалектика идеального/Э. Ильенков Указ. соч. -С. 234
17 там же
18там же
19Э. В. Ильенков Материалистическое понимание мышления как предмета логики/ Э. Ильенков Указ. соч. -С. 213
20 Э. В. Ильенков Античная диалектика как форма мысли/ Э. В. Ильенков Философия и культура -М., издательство политической литературы, 1991. -С. 79
21Э. В. Ильенков Античная диалектика как форма мысли/ Э. В. Ильенков Философия и культура М., издательство политической литературы, 1991. -С. 79
22Э. В. Ильенков Античная диалектика как форма мысли/ Э. В. Ильенков Философия и культура -М., издательство политической литературы, 1991. -С. 77
23заметим, кстати, что это убеждение строится на
24Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Часть 1 (под редакцией академика И. Т. Флорова)". -М., 1989. -С. 100