Рустем Вахитов — Восстание масс в науке: Культурологический анализ ситуации в современной науке

По нашему мнению наиболее значительной и специфичной тенденцией культуры ХХ века является «восстание масс» или возникновение массовой культуры (Х. О. И-Гассет). При этом мы считаем возможным предположить, что наряду с явлениями «массового искусства» или «массовой политики» может существовать и феномен «массовой науки», аналогичный им. Основанием для этого служит культурологический подход к науке, распространившийся в последние десятилетия в мировой философии науки и видящий в науке феномен культуры.

Для новой «массовой науки», на наш взгляд, свойственно:

  • количественный рост научного сообщества и продуктов его деятельности, сопряженный с упадком их качества;
  • переориентация научных исследований с чисто познавательных на социально и субъективно значимые цели, приводящий к коммерциализации и профанации науки;
  • постепенная утеря наукой творческого потенциала, выражающееся в тотальном распространение «нормального», нетворческого типа исследований (Т. Кун) и ослабление в научном сообществе свойственных ему критицизма и интеллектуальной активности (Хейзинга);
  • бюрократизация и администратизация науки и постепенное превращение ее в жесткий социальный институт тоталитарного типа, озабоченный прежде всего самосохранением;
  • возникновение «научной рекламы» и «научной идеологии» как инструментов управления научным сообществом и влияния его на общество в целом и власть, от которых зависит материальная и моральная поддержка науки;
  • дегуманизация науки, выражающаяся а) в превращение научных теорий в математизированные, эвристические модели, не соотносимые с реальностью, б) в исчезновение личностного элемента из научного исследования и переходе его к коллективистским формам, в) в подавление свободы творчества тоталитарным диктатом парадигмы (Т. Кун) и коммерческой выгоды (П. Фейерабенд).

Следует признать, что указанные явления проистекают из ментальности «человека масс», для которого свойственны: дегуманизированное мировоззрение, потребительское, нетворческое отношение к миру, примитивные формы коллективизма и тоталитарная психология, крайний прагматизм(Х. О. И-Гассет), ослабленная способность к критике и суждениям (Хейзинга). Дальнейшее завоевание науки «человеком масс», которое уже сейчас приобрело внушительный размах, грозит самому существованию науки и может обернуться ее необратимой мутацией в псевдонауку.