От культа к гражданскому почитанию: значение Ленина для современного государства и общества
От культа к гражданскому почитанию:
значение Ленина для современного государства и общества
1.
Взрыв памятника В. И. Ленину
В действительности причиной этого было даже не влияние народнической идеологии, ведь возник он не в среде интеллигентов-революционеров. Культ Ленина формировался стихийно, по инициативе «низов», солдат, крестьян, молодых рабочих, недавно перебравшихся в города. Нельзя, конечно отрицать, что при жизни Ленина в советской России было немало его врагов и недоброжелателей из самых разных слоев общества, но по утверждениям историков, было также устойчивое стремление простонародья все положительное связывать именно с образом Ленина. Даже во время Кронштадского мятежа из кабинетов партработников матросы и солдаты выбрасывали портреты Троцкого, но оставляли портреты Ленина и распространяли слух, что Троцкий издал приказ арестовать Ленина. В деревне портреты Ленина ставили на место икон, в «красном углу», этими портретами благословляли новобрачных, с ними провожали в армию. После смерти Ленина среди крестьян ходили слухи, что Ленина уморили Троцкий и «коммунисты» за то, что Ленин узнал о страданиях народа и сочувствовал ему (противостояние «большевиков» и «коммунистов» как русской народной антирусской, антинародной сил было свойственного для «низов» революции).
Наконец, в 1930-х в разгар коллективизации среди крестьян центра России ходили слухи о том, что Ленин … воскрес и скоро возглавит борьбу против «коммунистов», создающих колхозы (об этом пишут специалисты по русскому фольклору ХХ века).
Подобная мифологизация образа В. И. Ульянова-Ленина была вполне закономерной. Русские марксисты пришли к власти в стране, где к моменту революции более 80% населения были крестьянами представителями особой крестьянской цивилизации, которая сохранила дух древних земледельческих культов, смешавшихся с идеями церковного христианства. Для русских традиционных крестьян характерно было отождествлять идеального царя со своеобразным не церковным, а «крестьянским Христом», который любит свой народ, приходит ему на помощь и принимает страдания и смерть за него, но и смерть над этим царем не властна, народ знает, что в нужный момент он воскреснет и снова придет на помощь. Биография Ленина была переосмыслена российским традиционным сознанием именно в этом ключе, и каждый ее элемент и персонаж получил свое сакральное значение. Мать Ленина, которая по случайности тоже звалась Марией, приобрела черты Богородицы, старший его брат Александр казненный участник неудавшегося народовольческого покушения на царя представал как Предтеча, предшествующий Спасителю и нашедший смерть от слуг царя Ирода, ранение Ленина и его мучительная смерть переосмысливались как своеобразные муки Спасителя. Нахождение тела Ленина в Мавзолее и его «нетленность» означали, что Ленин жив и в момент, когда народ снова будет нуждаться в нем, воскреснет.
Естественно среди советских горожан это квазирелигиозное почитание Ленина имело не столь наивные и очевидные формы, но и тут оно было обставлено специальными ритуалами, напоминающими религию. Появилась традиция паломничества в Мавзолей, портреты Ленина и других вождей несли на демонстрациях как иконы во время крестного хода, к его памятникам приходили поклониться в официальные праздничные дни (причем, стихийно без воли властей сложилась народная традиция посещать памятники Ленина и во время свадьбы, возложение к ним цветов новобрачными интуитивно понималось как ритуал, обеспечивающий счастливое супружество). При приеме в октябрята, пионеры и комсомол клялись именем Ленина, труды Ленина должны были изучать все школьники и студенты, они были на свободном доступе во всех библиотеках, более того, был «Ленинский зачет»: в тетрадь с портретом Ленина каждый студент и школьник записывал план своих обязательств на год. Примеры можно продолжать, но суть понятна.
Вплоть до 1970-х годов культ Ленина находил совершенно
искрений отклик у народа. Только, когда стали вырастать новые
урбанистические поколения, оторванные от крестьянской традиции дедов
и прадедов, в их среде этот культ начинает приобретать черты казенных
и официальных ритуалов. И в это время вдруг разразилась перестройка
и тысячи журналистов, писателей, актеров, идеологов, ученых, которые
активно участвовали в насаждении культа Ленина, стали его не менее
активно развенчивать. Но эти борцы с культом не сумели произвести
взвешенный, объективный, свободный от эмоций анализ роли Ленина в
российской истории. Вместо этого они вывернули наизнанку тот самый
культ, который они недавно еще сами несли в массы, заменив в нем все
оценки на противоположные. Прекрасный светлый полубог, спаситель
мирового пролетариата от адских мук капитализма превратился в
злобного демона, принесшего россиянам лишь неисчислимые страдания.
Если в прежние времена с Лениным связывали все положительное, что
было в советской истории, то теперь стали связывать все
отрицательное. Даже для неспециалиста в области истории очевидно, что
это грубейшая фальсификация. Так, если говорить о жестокостях времен
гражданской войны, то,
Впрочем, оставим выяснение этих тонкостей профессиональным историкам. Для нас важна лишь констатация самого факта, что в годы перестройки и первые годы постсоветской либерализации был создан новый «черный культ Ленина», который был и остается таким же искажением реальной исторической фигуры Ленина как и его советский светлый культ. Тем не менее основные положения этого культа были внедрены в общественное сознание, причем, не без помощи российского государства, а именно государственных телекомпаний, издательств, вузов.
Казалось бы, если отвлечься от отдельных эксцессов вроде упомянутого взрыва, ничего фатального в этом нет. Слишком близки еще советские времена, чтоб от всенародного и государственного обожествления Ленина вдруг как по волшебству перейти к взвешенному анализу. Должно пройти время, должны улечься эмоции, наконец, должны, просто прийти на историческую сцену поколения, в которых культ Ленина не въелся с такой силой, что они к этому анализу не способы и лишь бросаются из крайности в крайность, как их отцы и деды. Все это отчасти верно, но меня беспокоит одно обстоятельство. Если мы пустим это все на самотек, оставим ситуацию вокруг образа Ленина как она есть, понадеявшись, что время все расставит по своим местам, мы подвергнем большой опасности российское государство и общество. Не боясь впасть в преувеличение я утверждаю, что образ Ленина имеет крайне важное значение для легитимизации того государства, в котором мы до сих пор живем, и если это государство само провоцирует демонизацию Ленина через принадлежащие ему СМИ, то оно может очень скоро горько об этом пожалеть.
2.
Давайте ответим на вопрос: когда возникло государство под названием «Российская Федерация», в котором мы живем? Многие считают, что в 1991 году после распада СССР, но это неверно. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил закон, по которому РСФСР переименовывалась (курсив мой Р.В.) в Российскую Федерацию (РФ). Начало закона так и звучало: «Верховный Совет РСФСР постановляет: 1. Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (РФ)». То есть в 1991 году РСФСР просто поменяла название, из которого были исключены слова «советская» и «социалистическая», в знак того, что российская республика изменила свой политический строй и государственную идеологию (впрочем, название РФ иногда применялось в делопроизводстве РСФСР и до 1991 года). Но никакого нового государства при этом не возникло. РФ сохранила все территории и границы РСФСР, весь ее промышленный и хозяйственный потенциал, вооруженные силы, МВД, спецслужбы и даже политическое руководство, так, президент РСФСР Б. Н. Ельцин, избранный по законам РСФСР, просто превращался в президента РФ со всеми имевшимися у него полномочиями. Кроме того, на территории РФ до 1993 года действовала Конституция РСФСР от 1978 года.
Итак, Российская Федерация является правопреемницей
СССР, о чем первый президент России Б. Н. Ельцин проинформировал ООН и
другие международные организации за день до утверждения закона о
переименовании РСФСР 24 декабря 1991 года. Это означает, что
РФ как
РСФСР же
возникла 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда II
Всероссийский съезд советов утвердил свержение Временного
правительства, совершенное Петроградским военно-революционным
комитетом (куда входили большевики
Позже 18 (31) января 1918 года в «Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой III съездом Советов и легшей в основу Конституции РСФСР от 1918 года, Российская советская республика была провозглашена федерацией, получила название РСФСР Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (слова «советская» и «социалистическая» в названии поменялись местами лишь в 1937 году). В декларации 1918 года говорилось: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик». 30 декабря 1922 года РСФСР вошла в состав СССР, из которого она вышла 12 декабря 1991 года, войдя в состав СНГ.
Итак, мы с вами живем в республике, которая была
провозглашена II Всероссийским съездом Советов 7 ноября 1917 года и первым
руководителем которой был
3.
В течение более чем 20 лет мы слышим бесчисленные
заявления о том, что все действия
Я
никоим образом не отрицаю права граждан на высказывание моральной
оценки самой фигуры
Начнем с того, что легитимность любого
государства при очень большом желании можно оспорить. Соединенные
штаты Америки возникли в результате
Более того, на строну большевиков перешли многие офицеры даже генералы имперской Российской армии во главе с легендарным генералом А. Брусиловым, когда выяснилось что большевики, выступившие как интернационалисты собирают земли бывшей империи, то есть выполняют обещания патриотов, а белые, выступившие как патриоты превратились в марионетки в руках своих зарубежных «союзников», стремившихся к контролю над Россией. Наконец, всесторонняя поддержка Советской власти подавляющим большинством населения страны и частью эмиграции (десятки тысяч инженеров, врачей, экономистов и прочих специалистов-«сменовеховцев» вернулись в начале 1920-х г.г. в СССР, признав большевиков российской национальной властью для помощи Родине в период кризиса) сделала возможной победу над разрухой, стабильное развитие СССР и его международное признание.
Как видим, рассуждения о нелегитимности РСФСР и СССР противоречат историческим фактам. Но они еще политически вредны и опасны. Из них следуют вполне конкретные политические выводы. Прежде всего необходимость ликвидации РФ, расформирования ее руководящих органов, вооруженных сил, МВД, спецслужб, необходимость учреждения нового государства. Причем, если РСФСР (РФ) признать преступным режимом, то преемственность с нею, равно как и СССР, невозможна. Это значит, что новое российское государство лишится места в Совете Безопасности ООН, встанет вопрос о границах с другими государствами, возникнет проблема сепаратизма, так как в нашей стране живут множество национальностей. Наконец, признание преступности режима СССР и коммунистической идеологии повлечет за собой запрет занимать государственные должности бывшим участникам российских государственных организаций, спецслужб, милиции и т.д., то есть значительной части политически активных и обладающих опытом госслужбы граждан. Все это, возможно, сейчас кажется слишком гипотетичным, но через 1520 лет, когда старшее поколение станет уходить, и большинство населения страны будет составлять поколение, которое со школьной скамьи впитало идеи Сванидзе и Новодворской о преступности деятельности Ленина и советского государства, все кардинально изменится. И не исключено, что этим воспользуются наши геополитические оппоненты…
В период тяжелейших потрясений для нашей страны, в 1990-е годы, было сохранено государство созданное в 1917 году (хотя изменился его политический строй, экономический уклад и идеология). Удалось избежать того кровавого хаоса, который обязательно сопровождает безвластие состояние после уничтожения одного государства и до создания другого. Фактически такое состояние тождественно гражданской войне, а в стране, имеющей ядерное оружие, такая война самоубийственна.
Конечно, Ельцин и компания младореформаторов, сохранили РСФСР не потому, что они пылали любовью к нашему советскому прошлому. Ими двигали корыстные побуждения: упразднение РСФСР и десоветизация означали бы для них потерю власти (вспомним, как быстро и тихо Ельцин свернул начатый с помпой суд над КПСС, когда понял, что лично для него как для бывшего высокопоставленного функционера КПСС будет означать признание Конституционным судом КПСС преступной организацией). Как говорится, нет худа без добра, неприглядные мотивы руководства помогли избежать геополитической и социальной катастрофы, гораздо более страшной, чем распад Советского Союза.
4.
Таким
образом демонизация исторического образа Ленина не только
антиисторична, но и неприемлема по политическим мотивам как
подрывающая легитимность существующего государственного строя и
стабильность жизни общества. Но возвращение к тому культу Ленина,
который был в СССР, также невозможно.
При
этом российский патриот может не разделять идеологических взглядов
Ленина, критиковать его как гонителя религии, морально осуждать
некоторые его поступки и действия на посту руководителя государства.
Речь ведь идет не о культе личности Ленина, представлявшим его
совершеннейшим сверхчеловеком средоточием высшего добра и
обладателем абсолютной истины, речь об общегражданском почитании
сложного, неоднозначного, но важного для истории страны исторического
деятеля. В странах Запада, переживших свои революции, такое
общегражданское почитание революционных деятелей, стоявших у истоков
государственности современного типа, и самих этих революций уже
общепринято. Так, в современной Франции имя Робеспьера увековечено в
названии одной из станций парижского метро. На бульваре
Между тем среди современных французов немало тех, кто осуждает Дантона и Робеспьера за развязанный ими террор, Католическая церковь до сих пор печатает списки жертв революционного террора. А уж сторонников идей революционеров радикального руссоизма, кажется, во Франции уже и вовсе не осталось. Дантона и Робеспьера почитают не как руссоистов и даже не как революционеров, а как основателей первой Французской Республики, правопреемницей которой является нынешняя Пятая Республика, гражданское почитание их долг, который французское республиканское государство несет перед своими основателями.
Точно таким же
О почитании Ленина не как коммуниста, а как великого российского государственного деятеля писали уже представители пореволюционного направления в первой эмиграции, то есть идеологи и мыслители, отрицавшие коммунизм, но принимавшие советскую революцию как единственную в той ситуации возможность избавить российскую государственность от застарелых болезней и возродить ее в еще большей мощи и славе. Так, Н. В. Устрялов бывший высокопоставленный колчаковец, в 1920 году провозгласивший, что после иностранной интервенции долг каждого русского патриота встать под знамена большевиков, в статье на смерть В. И. Ленина проникновенно написал: «Пройдут годы, сменится нынешнее поколение и затихнут горькие обиды, страшные личные удары, которые наносил этот фатальный, в ореоле крови над Россией взошедший человек миллионам страдающих и чувствующих русских людей. И умрет личная злоба и «наступит история». И тогда уже все навсегда и окончательно поймут, что Ленин наш, что Ленин подлинный сын России, ее национальный герой рядом с Дмитрием Донским, Петром Великим, Пушкиным и Толстым».
Будем же надеяться, что после десятилетий обожания и обожествления, очернения и демонизации, наконец, эмоции утихнут, разум возобладает и Ленин, действительно станет частью нашей истории противоречивой, кровавой, но при этом величественной и суровой истории, каковой е может не быть история любой великой державы.
Рустем ВАХИТОВ