Рустем Вахитов «Один дома» или американская «Ночь перед Рождеством»
Американская комедия «Один дома», вышедшая на экраны в 1990 году, сразу же покорила не только зрителя по ту сторону океана, но и нашего российского зрителя. Динамично развивающийся сюжет, уморительные комедийные ситуации, в которые попадают отрицательные герои фильма незадачливые «мокрые бандиты», неподражаемое обаяние главного героя десятилетнего мальчишки Кевина (Маккавей Калкин) все это просто предопределило беспрецедентный успех фильма (достаточно сказать, что кассовый сбор составил 534 миллиона долларов). Вместе с тем приходится признать, что отечественный зритель увидел в этой комедии большей частью лишь веселую историю о том, как маленький мальчик, оставшийся один дома по недосмотру родителей, обхитрил и обезвредил двух опасных, хоть и придурковатых бандитов. В фильме, конечно, есть и это, но это все же не главное. Непонимание этого связано не с тем, что наши киноманы
Кульминация фильма борьба мальчика Кевина со злыми бандитами приходится на ночь перед Рождеством. На следующий же день, когда эта борьба закончилась победой добра, восстанавливается и порядок в мире Кевина, превратившимся в хаос, после того, как его «забыли» дома родители. Возвращаются его мама, папа, братья и сестры и даже соседский дедушка, которого Кевин так боялся, но который оказался его добрым спасителем, обретает семейное счастье. Но ведь смысл праздника Рождества и состоит в том, что безгрешный Ребенок Христос приходит в мир, чтобы спасти всех от сил зла, воплощенный в дьяволе и его воинстве. Более того, у всех христианских народов существуют поверья, что именно в ночь перед Рождеством, в последние часы того эона, когда Христа в этом мире еще нет, силы зла получают особую свободу и силу, они нападают на людей, искушают их, запутывают, стремятся подчинить себе. Но только наступит утро, явится в мир Божественное Дитя, и поверженное зло отступает. В классической русской литературе этот сюжет нашел воплощение в прозе Гоголя, его «Ночь перед Рождеством» со смешным и незадачливым чертом примерно об этом же. Если хотите, «Один дома» американская вариация тематики, знакомой нам по рассказам Гоголя. Даже внешне бандиты из фильма, особенно, высокий, с козлиной бородкой и кудрями, напоминают чертей, как их изображает христианская иконография и живопись (восходящих к образам античных сатиров). Правда тогда придется признать, что озорник Кевин своеобразная аллюзия на младенца Христа. Эта параллель может показаться сомнительной, но я хочу напомнить, что речь идет именно о параллели, и ни о чем большем. Кроме того, Кевин, при всей его шаловливости и хитрости, все же чистая душа и вообще добрый мальчик, так, он помогает
В заключение могу лишь добавить, что без учета христианского контекста мы рискуем не понять не только американские комедии. Многое в американской культуре от традиций бизнеса до идеологии войны в Ираке связано с христианским мировоззрением (хотя и неортодоксальным и мало похожим на привычное нам традиционное христианство). Все же Северная Америка страна, основанная пуританами и самыми разными протестантскими сектантами, и это до сих пор накладывает отпечаток на ее культуру.