Рустем Вахитов — Философия дыбом (философские пародии на тему сказки о курочке Рябе)

Первоисточник: Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко взяло и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка их утешает: «не плачь дед, не плачь баба, снесу я вам новое яичко, не золотое, а простое». Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Платон

Сократ: клянусь собакой, радуйся, Херефонт! Как видно ты идешь побеседовать со мной о сущности вещей, ведь я в отличие от софистов не беру за это плату, а ты всегда рад пофилософствовать на дармовщинку, мой скупой друг?

Херефонт: да, ты как всегда прозорлив, мой мудрый друг и учитель. Но причина тому не скупость, а моя страсть к мальчикам, которая меня разорит.

Сократ: ах, я уже давно не мальчик, клянусь козлом!

Херефонт: поэтому я и подошел к тебе спереди, мой Сократ! Кстати, а почему ты не приветствуешь присутствующего здесь Хармида?

Сократ: ты тоже можешь не обращать на него внимания, Херефонт. Его пригласил Платон, для того, чтобы дать благозвучное название своему диалогу. Наши имена ему не так нравятся, а ведь он называет свои записки по именам участников. Ох уж этот Платон! А говорить Хармид с нами не будет. Когда он молчит, он выглядит гораздо умнее, впрочем, как и ты, мой любезный, клянусь ослом.

Херефонт: о Сократ, побеседовав с тобой, всегда узнаешь что-нибудь полезное!

Сократ: по этому поводу мне вспомнился древний миф, который переврал Гесиод. Это рассказ о рябой курице, египетской богине, которая несла золотые яйца, а бог и богиня старости их не могли разбить, и так было, пока не явился дельфийский бог в виде серой мышки

Херефонт: я уже слышал это сказание. Боги там плакали как простые смертные, а куриный бог их утешал… Но к чему ты это рассказываешь мне, мой Сократ? К чему ты клонишь, старый ироник?

Сократ: Клянусь бараном, разве тебе понять мою премудрость, если ты не знаешь такой простой вещи: что такое яйцо?

Херефонт: конечно, я знаю, что такое яйцо. Оно круглое. Хочешь я покажу его тебе?

Сократ: клянусь крокодилом, сразу видно, что ты не читал Асмуса и не знаешь моей майевтики. Я же не спрашиваю тебя, тупица, какое яйцо, круглое или квадратное. Это уже тема другого диалога. Скажем, если б я спросил тебя: кто таков Сократ, а ты бы сказал, что он плешивый болтун…

Херефонт: и я был бы прав!

Сократ: не мешай. Твое дело отвечать: да или нет, когда я спрошу. И лучше во всем соглашаться, а то я, клянусь гиппопотамом, живо позову Платона. А ты знаешь, что он побеждал на играх как борец?

Херефонт: не надо, я согласен…

Сократ: А если бы тебя спросили: кто таков Парменид, а ты бы ответил, что он форменный осел… Впрочем, тут ты был бы прав… А должен быть неправ. Тьфу, ты! Иди ты своей дорогой, и Хармида прихвати. И если ты кому-нибудь скажешь, что я ничего не знаю… Клянусь, помойным ведром Ксантиппы, я не знаю даже, что я с тобой сделаю… Платон, последнюю фразу вычеркни. Это тавтология.

Аристотель

Итак, обо всем прочем уже сказано, осталось сказать лишь о курице и яйце. Прежде чем перейти к вопросу о том, что было раньше курица или яйцо, нужно выяснить: что такое яйцо и какие яйца бывают по видам. К яйцам относятся белые, известковые шары, из которых вылупляются цыплята. Цыплята же есть птенцы курицы. Курица же — не кто иная как птица, высиживающая яйца. Об этом достаточно.

Далее, древний миф утверждает, что яйца бывают простые и золотые, а также, что золотые яйца несут только рябые куры, обладающие даром человеческой речи. Платон в «Тимее» не сомневается в существование таких кур и даже добавляет, что в Египте жрецы показывали Солону яйцо, якобы снесенное такой курицей, и что, далее, жители Беотии славятся своими сладкоречивыми курицами-Рябами. Но ясно, что относительно этого мой друг, который тем не менее дешевле истины, проявляет легковерие. В сочинении относительно первой сущности мы уже убедительно доказали, что Платон и платоники во всем не правы. Следовательно, они не правы и в том, что существуют говорящие куры, несущие золотые яйца (если только не понимать это высказывание иносказательно, так как в этом случае оно содержит намек на Протагора, Горгия и их последователей). Доказательство этого тезиса строится от противного по второй фигуре третьей модальности, подобно тому, как мы доказываем, что Аристотель — человек и не какой-нибудь, а самый умный во всей Македонской империи (а это мы можем считать окончательно доказанным). Итак, и об этом сказано достаточно. Прогулка окончена, дорогие мои. Гуляйте, перипатетики, на все четыре стороны. Только сначала приготовьте по 20 драхм каждый, а с тебя, Феофраст, за глупые вопросы, которые прерывали мой рассказ, я возьму вдвое больше.

Анонимный гностик II века

О, чудесная птица, которую презренные соматики по невежеству зовут Рябой! Но мы, причастные к вечному гнозису, знаем ее истинное имя и это знание открывает нам 300 небес с их огнепоподобными архонтами, и сам эон Плеромы. О Рябросакс! Рушатся иллюзии и нет уже ни Александрии, ни Рима и из золотого яйца рождается мышка, и хвостик ее — софийный вихрь, разбивающий это яйцо. Плачет Дед — эон, породивший остальные эоны, отец отца эфирной вселенной. Плачет Баба — София-Лилит, попавшая в плен к отражению Деда в материи. О Рябросакс, утешительница! Утешь и их! И вот свершилось чудо: снесла Рябросакс еще одно яйцо, простое, которое не разобьет мышиный хвост человеческого суемудрия.

Так скинем же, непорочные мои братья и сестры скорее одежды и предадимся плотскому греху, который мы все так любим!

Иоганн Скотский, схоласт из Оксфорда

О курице, несущей золотые яйца

Вопрос: спрашивается: может ли курица нести золотые яйца, если известно, что она рябая?

Что да доказываю так. Курица есть потенция яйца, а яйцо — потенция курицы. Всякая потенция обязательным образом перетекает в акт как показал Авиценна в 5 книге своей Метафизики и Аристотель в 7 книге О куриной душе. Золото же герметические философы почитают солнечным металлом, оно же — источник жизни и тепла, Лев в Зодиаке и супруг в алхимической свадьбе. Золотое яйцо — актуально, особенно для бедного магистра, получающего гроши за комментирование Сентенций. Более того, оно пропорционально и сообразно. Следовательно и т.д.

Доказывается также и по-другому: В 15 послании к Фоме сказано: «плодитесь, куры», а в книге Сигера Барабанского говорится о мудрости, что она подобна золоту. Меньшая посылка очевидна: куры несут золотые яйца. Следовательно и т.д.

Рене Декарт

Когда я учился в лучшем иезуитском колледже, мои добрые наставники иезуиты, иезуитски рассказывали мне каждый день известную иезуитскую притчу о курице Рябе и золотых яйцах. И я верил всему, чему меня учили. Но в возрасте двадцати лет, будучи волонтером на войне, я попал в Германию, в комнату, где было очень жарко от винных паров и табачного дыма (известно же, что эти немцы на трезвую голову не воюют, все равно что французы не ходят на рандеву). Там мой ум так прояснился, что я усомнился в существовании Рябы и золотых яиц, а также в существовании своего тела, Германии, Франции и даже самого папы Римского. Единственное, в чем нельзя было усомниться, так это в том, что я был пьян. На этой простой, но гениальной методе я и построил свою новую философию. «Я выпил, следовательно я существую» — вот ее девиз. Некий аббат указывал мне в личном послании, что в 8 книге «О Граде Божьем» Св. Августина уже содержалась схожая мысль: «истина в вине». Но хочу подчеркнуть, что в колледже я об этом и не мог знать, потому что лекции о Св. Августине читались в первой половине дня, когда я еще по моему обыкновению спал после хорошей ночной попойки.

Бенедикт Спиноза

Аксиома 1. Существуют курица Ряба, дед, баба и мышка, а также ее хвостик.

Теорема 1. Курица Ряба снесла золотое яичко.

Доказательство: Если дед и баба существуют, то они могут плакать. Плачут же они не просто так, ведь только слезы субстанции сводятся к внутренним причинам, следовательно плачут они, только если яйцо разобьется. Золотые яйца возможно разбить лишь особым мышиным хвостиком. Итак, доказано: курочка Ряба снесла золотое яйцо.

Лемма: Яйцо, равно как дед, баба, Ряба и все остальные — лишь модусы бесконечной субстанции с ее законами. Значит, свобода воли иллюзорна и мышка ни в чем не виновата.

Иммануил Кант

Антиномия трансцендентальной курицелогии.

Тезис: Снесла курочка Ряба яичко, да не простое, а золотое.

Доказательство: Допустим, курочка Ряба наоборот, снесла яйцо не золотое, а простое. Но с чего Рябе — курице не простой, а сказочной, сносить простые яйца, как будто она какая-нибудь наседка из деревни под Кенигсбергом? Значит, верно обратное: курочка Ряба снесла золотое яичко, что и требовалось доказать.

Антитезис: Снесла курочка Ряба яичко, да не золотое, а простое.

Примечание к тезису: велеть слуге, чтоб купил дюжину таких яиц, если они и впрямь золотые

Примечание к антитезису: велеть слуге, чтоб ограничился парой яиц, коль они действительно простые.

Вывод: мы видели блестящую игру курицелогических идей, об авторе которой ввиду особой его скромности, умолчим.

К. Маркс, Ф. Энгельс

Манифест партии дедов и бабок

Призрак бродит по Европе, призрак в виде уродливой рябой птицы, несущей золотые яйца! Это — яйца абсолютизма, капитализма и филистерства. Дед, простой европейский пролетарий, с ладонями в мозолях от ткацкого станка, бил их, бил, но, увы, не разбил. Баба, простая крестьянская баба, с ладонями в мозолях от серпа, била их, била, но, увы, не разбила. Пробежала серая мышка, сгрызшая немало томов в университетской библиотеке, махнула диалектическим хвостиком… Яйцо и разбилось. Слава мышке, немецкому профессору философии, ставшему служить рабочему делу! Но почему это плачет дед, сам растерявшийся от своей победы? Почему плачет баба? Не плачь дед, кончилась эра отчужденного труда, построенного на прибавочной стоимости (если чего не понял, дед, спроси у мышки). Не плачь, баба! Пришла эпоха эмансипации человеческой сущности — концентрата общественных отношений (не беспокой мышку по пустякам, дура, все равно ничего не поймешь!).

Пролетариату нечего терять, кроме своих яиц! Деды и бабы всех стран, объединяйтесь!