Рустем Вахитов Беседы о философии
с настырным «физиком»
«Вали, ребята, вали! … в ум, в мысль,
в живую мысль и в живой ум, в живую науку,
в
от незнания к знанию, и от бездействия к делу,
и в эту бесконечную золотистую даль
вечной проблемности, трудной и глубокой,
но простой, здоровой и усладительной.
Певучими радостями овеяна живая мысль…»
А. Ф. Лосев «Сокровище мыслящих»
Беседа 1. О философии и науке
С тех самых пор как я начал преподавать философию в университете, я сталкиваюсь со стойким непониманием со стороны некоторых студентов вопросов: что такое философия и зачем она нужна? Особенно это заметно у «физиков», то есть у студентов естественных и технических специальностей. Не все, конечно, говорят об этом прямо, хотя по отсутствующим лицам и так понятно, но находятся и такие юноши, которые не скрывают своих взглядов. Обычно я отшучивался: мне, дескать, тоже непонятна высшая математика, но я же не говорю, что она не нужна. А вы, мол, еще философию не выучили, а туда же выводы делаете. Но однажды мне попался настырнейший и в то же время неглупый «физик» и с ним у меня вышел интересный разговор.
Этот «физик» подошел ко мне после лекции и не стал ходить вкруг да около, а сказал напрямик: а
Это хорошо, это
Что ж, продолжал я, ты считаешь что философия
И сегодня не нужна, и никогда не была нужна, и не будет нужна?
Ну уж нет неожиданно для меня он стал возражать. Я вот раздумывал об этом. И решил, что
Вот чешет, прямо как по написанному, а еще говорит: философии не любит подумал я, но вслух сказал другое.
Насчет того, что греки до
Естественно закивал студент.
А что, есть некая наука, которая изучает всю природу и все общество, то есть весь универсум, как выражаются философы? Или каждая наука изучает только его часть?
Каждая только часть задумался «физик» физика движение, тепло, электричество, химия реакции всякие, превращения.. Ну да, я понял к чему вы клоните! он прямо засиял от радости философия и есть наука о мире в целом. Как вы это сказали … об
Не торопись, осадил я его. Мне эта твоя мысль не
Ну вы это того смутился студент как это называется … утрируете. И потом, сами ведь говорили: понимать надо, при чем тут тогда нравится- не нравится….
Это ты молодец, что про девиз Спинозы вспомнил. Именно понимать продолжал я а я вот не пойму и ты мне разъясни: исследуя части, взятые по отдельности, можем мы получить исчерпывающее знание о целом? Или вот еще как: есть ли целое простая сумма частей?
Это что замялся мой «физик» вы это о чем?
Да об очень простом: смотри! Отрезок одномерная фигура?
Ну да.
А треугольник двумерная?
Точно.
Можно ли считать треугольник обычной суммой трех отрезков?
До сегодняшнего дня я думал, что можно задумчиво протянул студент а теперь вижу нет. Сумма трех отрезков есть тоже отрезок. А треугольник сумма сторон. Правильно!
Ну да согласился я а сторона это не отрезок одномерный, а фигура, подразумевающая другую сторону, угол, то есть второе измерение. Значит, сторона имеет смысл только при наличие треугольника. Не знаешь, что такое треугольник не узнаешь что есть его сторона!
А разве не бывает
Ну да рассмеялся я и если ты возьмешь и соединишь корень, отпиленный от одного дерева, и ствол, отпиленный от другого, то все сразу срастется и дерево зашелестит листками!
Гм замялся «студент» и вправду, дерево живое, все его части соединены тысячами связей соки там текут, и ткани преобразуются, срастаются, так что оно конечно, не просто совокупность частей … А, я опять догадался: к чему это вы клоните: мол, физика изучит движение, химия реакции, астрономия звезды, но о мире в целом они все равно ничего не скажут.
Именно, любезный! Как бы далеко не двинулись науки, все одно они философии собой не заменят, потому что у наук свое предназначение, а у философии свое.
Да! «физик» почесал макушку теперь я понял: почему в учебнике написано: философия учение о наиболее общих законах природы и общества, мира в целом. Эти наиболее общие законы или принципы отличаются от закона Ньютона или закона Карно, выше бери, закон Ньютона есть проявление этих общих законов на физическом уровне!
Вот теперь правильно, спорить не с чем согласился я.
Только вот как изучить эти общие законы «физик» опять посмурнел ведь мир в целом, как Вы говорите, универсум это не грузик лабораторный, с ним эксперимент не проведешь…
Точно! восхитился я его догадливости философия такая наука, в которой неприменим экспериментальный метод. И не только философия такова, любезный ты мой! Возможен ли эксперимент в астрономии? Или в геометрии?
Ну в астрономии точно невозможен студент посмотрел на меня вопросительно а вот в геометрии…
Так это же просто воскликнул я скажем, теорема Пифагора гласит: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. А как мы это доказываем: замеряем гипотенузу и катеты нарисованного на доске треугольника, возводим в квадрат и прибавляем?
Нет, конечно, умозрительно доказываем!
А почему?
Не знаю честно сказал «физик»
А я тебе разъясню. Потому что совершенного прямоугольного треугольника, который изучает геометрия, в природе не существует. Наше изображение на доске лишь отдаленное его подобие! Прямоугольный треугольник дан нам лишь в умозрении. Точно также и в философии тут нужен, брат, умозрительный метод, мир в целом виден лишь нашему уму, но не глазу. И такой метод есть, имя ему диалектика, но о нем я расскажу отдельно. А пока давай вернемся к нашему главному вопросу зачем тебе, физику, философия?
Ну как студент отвечал уже довольно бодро, уверенно, как будто повторяя продуманное и понятое мы же решили, что законы физики есть лишь частное выражение более общих законов универсума, которые изучает философия. И изучает, как Вы сейчас сказали, при помощи диалектики.
Правильно обрадовался я а значит, для тебя будет теперь ясно, почему один из диалектиков 19 века Фридрих Энгельс сказал, что естествоиспытателю, то есть физику, химику, биологу все равно не обойтись без философии. Выбор перед ними другой сознательно опираться на
Это какой Энгельс, который марксизм что ли создал разочарованно протянул студент.
А что с того возразил я с марксизмом можно не соглашаться, но не признавать за ним статус значительной философской концепции, к которой в любом случае стоит прислушаться это уж, братец, извини бескультурье.
Ну что Вы замахал он руками. Я, конечно, прислушиваюсь.
К тому же почти то же самое говорит английский писатель Честертон, а он вообще католик.
А пространство это не физическое тело, а условие существования физических тел подхватил я нить рассуждения свойство материальной природы в целом, поэтому пространство изучается и определяется не физикой наукой о телах а…
философией природы учением об общих принципах природы! закончили мы хором с ним и тут же рассмеялись.
То есть любой физик, даже который страшно не любит философию, все равно вынужден использовать
Да, это парадокс согласился я. Чтобы быть хорошим физиком, нужно быть
Что ж, сейчас же пойду в библиотеку, займусь философией решительно заявил студент.
На это мы и расстались.
Беседа 2. Об идеях и вещах.
Не прошло и месяца как ко мне подошел тот же «физик» с видом, смущенным донельзя. Он переминался с ноги на ногу и не решался начать полная противоположность первому разу, когда он буквально нападал на меня.
Ну да ответил он. Непонятно даже мягко сказано. Я и растерян, и возмущен…
А в чем причина твоего возмущения?
Так вот в чем студент протянул мне томик сочинений Платона сами ведь советовали Платона штудировать, а он тут такое пишет…
Какое такое?
Да он ведь учит, что есть некие идеи невидимые образцы вещей и они в отличие от вещей вечны, неизменны, совершенны, а вещи, стыдно сказать.. тени
А что же тут возмутительного?
Ну как, ведь это же бред полный! Ведь каждому здравомыслящему человеку ясно: существует лишь данное нам в ощущениях, вот, например, я вижу стол, кактус на окне, доску, они и существуют. Я об этом в учебнике даже читал. Мы, материалисты никак не можем с платоновскими бреднями согласиться!
Ты погоди, погоди эмоции нагнетать. Ишь, критик Платона выискался! Подумай лучше, материалистом или идеалистом бывает ведь философ?
Конечно
Ну а ты разве философ уже?
Нет студент засмущался я из философии пока только учебник «Введение в философию» и кое что из Платона прочитал
Наверно, вы правы сконфуженно согласился студент
Ты вот сначала попытайся понять, что Платон хотел сказать, постулируя, что существуют невещественные идеи, а уж потом ругай его. Если, конечно, будет за что и если духу хватит.
А вы мне помогите, я ведь и так и сяк обдумывал ну ничего путного в голову не лезет!
Попробую. Значит, говоришь, существует лишь то, что можно увидеть, потрогать, пощупать?
Спора нет.
А ты вот только что признавался, что возмущен. Так или не так?
Так
А можешь ты это свое возмущение увидеть и пощупать?
Ну тут Вы меня не собьете! Возмущение психический феномен, это мы по психологии проходили, точно помню! А все психические феномены имеют вполне материальную природу, скажем, когда я возмущаюсь, меняются параметры биотоков моего мозга, биохимический состав организма, величина артериального давления.
Ты бы еще добавил, появляется соответствующая гримаса: выпучиваются глаза, приоткрывается рот…
Ну это вы того смутился студент.
Да ладно, не обижайся! Я ведь к слову. Ну так что, ты ведь не будешь всерьез утверждать, что гримаса эта и есть твое возмущение? Это ведь все равно что заявлять, что артист, играющий Гамлета и есть принц Датский!
Теперь я, кажется, понял: гримаса есть выражение возмущения, точно также как перепады давления, изменения биотоков…
Верно! И если эти выражения доступны либо нашим органам чувств, либо нашим приборам, то само возмущение как психический феноменам для глаз невидимо, для пальцев и ушей и приборов недоступно, хотя при этом вовсе не перестает существовать!
Чудеса!
Никаких чудес, любезный. И ладно бы, если бы так дело обстояло только лишь с возмущением. Но ведь таковы и все другие эмоции, аффекты, а также все воспоминания, надежды, мысли, наконец! Розу можно увидеть и понюхать, а мысль о розе нельзя увидеть и понюхать, но она все таки тоже существует.
А я понял, в чем тут загвоздка! Роза существует объективно, независимо от человеческого сознания, а мысль о розе субъективна, она только в нашей голове!
Субъективно … объективно … Это ты где, в учебнике, таких терминов набрался что ли?
Да…
Я же тебе говорил, меньше учебник читай, а больше классиков! Ну да ладно. В голове говоришь, мысль. А в каком месте: в гипофизе, в правом полушарии мозга, в левом?
Ну… Это… Мы же уже говорили, что мысль не имеет видимых очертаний… то есть она, как бы это сказать… не пространственна… Наверно, я хотел сказать, что мысль связана с моим умом, им порождена, без него не существует.
Правильно! Только она и без розы не существует, как бы ты мыслил розу, если бы роз вовсе не было, а? Значит, мысль в то же время и объективна, и это и так ясно: я ведь тебя понимаю, когда ты говоришь: роза, то есть эта мысль проницаема и для моего ума, и для ума тысяч людей. А что касается объективности самой розы, тут ведь тоже не все так просто: она, бесспорно, объективна и растет в оранжерее, но ты ведь ее воспринимаешь посредством чувств, ощущений, представлений, а уж они точно принадлежат тебе, субъекту познания, значит, субъективны
Вроде так…
Вроде! Небось читал в том же учебнике о практике, в которой субъективное и объективное сливается?
Читал…
Силен же ты, брат, учебники штудировать! Что же у нас получилось, а? Существует не только видимое для наших глаз, и доступное приборам, так ведь? Хотя заметь, я не утверждаю при этом, что вещи видимого мира не существуют. Ну да вернемся к платоновским идеям.
И я о том же ведь. Я все таки пришел спросить о другом: зачем Платону утверждать существование невидимых идей, когда перед нами есть вот эти самые вещи он показал рукой и казалось бы, с ними и нужно разбираться!
Что ж давай и разберемся! Прежде всего, так ли уж ты уверен, что эти видимые вещи существуют?
Ну студент прямо задохнулся от волнения вы прямо скажете! Вот стол, я когда заходил, стукнулся об его угол, мне было больно, что ж это выходит: я о несуществующий предмет стукнулся! Это же дичь!
Да ты погоди ругаться! Я же ничего не утверждал, я только спрашивал!
А я Вам и отвечаю: этот стол безусловно существует.
Почему?
Ой ли! Вот сейчас, ты что, видишь стол, то есть весь стол сразу, целиком?
Нет, конечно, я вижу только его переднюю часть.
Ну так бы и говорил: я вижу переднюю часть стола, а значит, она точно существует!
Вы меня тут не запутаете! Я ведь могу обойти стол и увидеть его и сбоку, и сзади!
Не сомневаюсь. Но скажи, ты тогда уже не будешь видеть его переднюю часть?
Не буду студент озадаченно замолчал, а потом посмотрел на меня я бы даже сказал и обиженно, и вызывающе, и произнес: но ведь я вижу стол! Вижу! Вижу!
Успокойся, милый мой, несомненно видишь! И я вижу! Но в
Да.
А теперь ты убедился, что нечто и умом можно видеть, что в вещь ты рассматриваешь не только глазами, но и умом тоже, то есть понимаешь ее, достраиваешь в воображении, отличаешь от других вещей.
Да
Выходит, должно быть нечто реально вне тебя и меня в вещи существующее, и соответствующее нашему мышлению, также как есть в вещи материя соответствующая нашему видению. Это нечто и называется идея.
Все равно я не вполне согласен. Пускай я вижу только часть, но ведь эта часть есть, вот она, зачем мне тогда выдумывать
Хорошо, давай подойдем с другой стороны. Скажи, ты видишь сейчас точно такой же стол, который увидел, когда заходил в комнату?
Да и, попросту говоря, вещество этого стола дерево стареет, гниет, рассыпается прибавил я.
Это что же получается? Всем нам кажется, что нас окружают устойчивые, неизменные вещи, что эти стол, комната, окно точно те же, что были вчера, а на самом деле, и все это, и я, и Вы постоянно и незаметно изменяемся…- студент от волнения даже стал размахивать руками.
Только сами не замечаем этого, как не видим и движения часовой стрелки, когда неотрывно смотрим на нее. поддержал я его. -Теперь ты понимаешь, почему философ Гераклит сравнивал весь материальный мир и вещи, его составляющие, с рекой, в которой каждую минуту сменяются воды, так что войти в нее дважды невозможно?
И очень правильно сравнивал, так оно и есть, вещи теперь для меня как будто утеряли устойчивые, привычные очертания и расплываются, двоятся, троятся… Получается, что я даже часть стола не вижу, она ежесекундно изменяется.
Отчего же нет! Я вот, допустим, изменялся с момента рождения? Изменялся! Сначала был младенцем, потом мальчиком и подростком, сейчас юноша. Но я ведь существую, надеюсь, Вы не сомневаетесь в этом?
Усомнишься тут, пожалуй! рассмеялся я. Но мне кажется, что ты не совсем меня понял. Разумеется, ты существуешь, но не благодаря одному только изменению, а, скорее уж, вопреки ему. Ведь и младенец, и мальчик, и юноша с твоим именем это один и тот же человек, а вовсе не три разных человека?
Конечно уж! Это я и есть. Если бы «мы» были бы разными людьми, то и изменения или роста бы не было
Это ты точно уловил, молодец! Оказывается, чтобы предмет изменялся, надо, чтобы при этом он оставался сам собой, то есть был неизменным в основе своей. А если бы он полностью, абсолютно изменялся, то он ни развиваться, ни существовать просто бы не смог.
Кажется, я понимаю: такой «предмет» как бы распадается на бесчисленное множество разных предметов, а они между собой вообще никак не связаны, и значит, нет никакого единого, цельного предмета…
Так выходит, согласен с тем, что существует лишь нечто неизменное?
И да, и нет. С радостью бы согласился, но тогда ведь получится, что ни стола, ни меня, ни Вас не существует вовсе, а это абсурд, ведь если бы, скажем, меня не было, то кто тогда сейчас размышляет об этом?
Правильно, мы же только что это говорили: и ты, и я, и стол, и комната, и мир изменяются и в то же время остаются собой, то есть не изменяются. Значит, и существуют, и не существуют.
А, теперь я понял, почему Платон сравнивает материальные вещи с тенями: они же тоже существуют как бы лишь наполовину, только потому что есть предметы, которые эти тени отбрасывают.
Точно! А изменяется в вещах что? Непонятно? Ну вот, скажем, в том же столе изменяется что сама его суть или материя, из которой он состоит, то есть дерево?
Конечно, дерево!
А суть остается одной и той же?
Да.
А что из себя представляет эта суть?
Как бы ее назвать… «стольность» что ли.. я хочу сказать, начало, которое и делает его столом, одним и тем же предметом, при всех изменениях его материи. «Стольность» оформляет древесину материю стола, привносит в нее структуру, более того, материя древесина постоянно утекает в небытие, а «стольность» ее удерживает в бытии
Как удивительно точно ты сказал! Но эту «стольность» в отличие от дерева можно увидеть глазами, пощупать или потрогать рукой?
Нет.
А как же ее можно ухватить?
Постойте… Ну, конечно, умом! Можно ведь понять, что такое стол! «Стольность» есть смысл стола, отличающий его от табуретки и шкафа!
Точно!
Но эта доступная лишь уму, а не глазу «стольность» существует?
Еще бы, без нее и стола бы не было, ведь материально стол ничем не отличается от табуретки, и то, и другое из дерева!
Это ты правильно заметил. Добавь только, что без «стольности» ты бы стола и не видел, ведь мы уже решили, что видим мы не только глазами, но и умом, а ум как раз и воспринимает не дерево, а «стольность». Скажи же, наконец, наряду со «стольностью», должна существовать и «каменность», и «человечность», и «мирность», чтобы существовали камень, человек, мир.
А как же!
Ну а теперь давай назовем их своим именем. Ведь это не что иное как идеи Платона не в современном смысле, а в специфично платоновском умопостигаемые принципы организации всех материальных вещей от стула до космоса.
Это я все теперь понял. Только мне не очень нравится само слово: идея. Засмеют ведь, если кому скажешь, что веришь в существование идей. В
Засмеют лишь те, кто не понимают, что это такое. Впрочем, изволь, можно обозначить и термином, более привычным людям современности. Скажи мне, что такое закон?
Ну как бы это… Вот, скажем, камень падает с высоты с одним и тем же ускорением.
Это ты пример закона привел, а я у тебя определение спрашивал. Ладно, согласен ты с тем, что закон есть периодическая повторяемость явлений?
Точно, это самое закон и есть, как я сам не догадался!
А эту повторяемость можно увидеть или она только умопостигаема?
Умопостигаема! Видеть я могу лишь проявления закона Ньютона падение камня там, а сам закон лишь понять и даже описать математически. Здорово! Вот еще пример идеи закон ведь тоже невидим, а существует! Попробуй кто заяви, что нет закона падения!
Хорошо, молодец! А что же идея делает с материей вещи? Как ты только что говорил?
Оформляет материю вещи, вносит в нее порядок, структуру, причем, материя каждое мгновенье исчезает, так как она текуча и не стоит на месте, а идея восстанавливает вещь на основе вновь притекшей материи. Понял: идея и есть закон существования вещи. Не отдельных сторон этой вещи там физического, химического аспекта, а то это были бы законы науки, а вещи взятой сразу в ее цельности! Идея это наиболее фундаментальный закон существования вещей, мира в целом. Выходит, философия и есть не что иное как учение об идеях!
Это ты хорошо, что предыдущую нашу беседу вспомнил. Вспомни еще, что мы говорили о частях и целом?
Что целое всегда больше суммы частей, так, треугольник это не просто совокупность одномерных отрезков.
Правильно! Вот мы с тобой и подошли к самому простому, элементарному, кристально прозрачному и ясному определению идеи. Согласно ему идея вещи есть не что иное как вещь в целом, или вещь взятая как простая целость. Глазами мы видим только части вещи заднюю и переднюю часть стола, или ножку стола именно сию минуту, но не вещь в целом, причем она, эта вещь в целом никоим образом не равняется простой сумме частей задней и передней части или вида стола вчера и сегодня. Эта вещь в целом и есть умопостигаемая сущность, остающаяся неизменной при изменениях материи, или умопостигаемый закон, принцип организации материи! А тот, кто утверждает, что идей не существует, тот, выходит, признает лишь части, но отрицает целое! Признает столешницу и ножки, но не стол! Волен он это делать? Естественно! Каждый волен болтать, что ему угодно. Единственное, что мы можем потребовать это чтоб он был при этом последовательным. Если ты отрицаешь целое, единство, то и иди до конца отрицай вместе с целым и часть, часть ведь тоже целое, только уже по отношению к более мелким частям, из которых она состоит. И эти мелкие части отрицай! И в итоге ты придешь к фикции, пустоте, пшику! Так вот теперь и знай: или ты признаешь идеи и тогда существует мир, облака, земля, дома, столы, ты сам, или ты идеи не признаешь, но тогда ничего нет, даже тебя, отрицающего и рассуждающего. И тогда, будь добр, умолкни не к лицу иллюзии и химере быть столь говорливой!
Точно! Вот я и стал идеалистом, как Вы. Чудеса!
Ты опять горячишься и торопишься. Не одни только идеалисты говорят о существовании идеального. И умный, глубокий, диалектический материализм, в отличие от материализма глупого, плоского, обывательского, тоже знает, что есть идеальное. Ты почитай об этом работы Ильенкова, например, «Диалектику идеального» Или Михаила Лифшица «Диалог с Эвальдом Ильенковым».. Другое дело как объяснить это идеальное вот тут дороги идеализма и материализма расходятся. Ты же, братец, пока только переступил границу, за которой начинается страна Философия. Ты только овладел философским углом зрения, научился понимать, что кроме видимой реальности, которая у каждого перед носом, существуют еще и умопостигаемые законы, принципы идеи, и что от этих законов, принципов и идей зависит бытие самых что ни на есть материальных, зримых вещей. А что уж ты этим зрением разглядишь, чем тебе идеи покажутся формами языка и культуры, регулятивными принципами разума, мыслями Божественного Ума, этого я не знаю…
Ну так я буду разбираться в этом, и точно говорю Вам: в конце концов разберусь!
Так закончилась наша вторая беседа с настырным «физиком».
Заключение
Прошло много лет. Этот