Рустем Вахитов — Современный терроризм: мифы и реальность

1. Вместо вступления

Знаем ли мы: что такое терроризм и кто такие террористы? Казалось бы, вопрос крайне странный: последние два-три года мировые СМИ только и говорят что о терроризме. Усилиями журналистов Бен Ладен, наверное, по своей популярности давно «заткнул за пояс» Майкла Джексона и Мадонну вместе взятых. Однако, еще древнегреческий философ Сократ предостерегал, что как раз те понятия, которые представляются большинству самыми простыми и даже не стоящими разъяснений, являются на самом деле самыми сложными и неоднозначными. В нашем же случае ситуация осложняется еще и тем, что в современном мире есть весьма влиятельные политические силы, которые кровно заинтересованы в том, чтобы у широких масс и впредь сохранялось превратное, искаженное представление о терроризме и чтобы террористами считали строго определенных лиц и группировки и не более. А поскольку у этих политических сил имеются мощные инструменты воздействия на общественное сознание, в частности — машина СМИ, то бороться с выгодными им, искусственно внедренными в умы стереотипами чрезвычайно трудно. Но тем не менее это возможно, что, собственно, я и собираюсь доказать посредством этой статьи.

Разумеется, для серьезного исследования сущности терроризма нужны целые научные программы, выполнение которых под силу лишь коллективам ученых. Но для разрушения наиболее грубо сколоченных мифов о терроризме, распространяемых либеральными изданиями и ТВ, достаточно, на самом деле, одного обращения к фактам, которые упоминаются лишь как бы вскользь или вообще замалчиваются в телепрограммах на соответствующие темы, но которые есть в таких широкодоступных источниках как, например, Интернет. При подготовке данного материала я пользовался в основном информацией с сайтов «Антитеррор» (http://antiterror.ntvru.com), «Терроризм и контртерроризм» (http://www.terrorism.wallst.ru) и некоторых других, о которых будет сказано особо. Каждый, кто имеет доступ к Сети, может посетить их и увидеть все своими глазами.

2.Террористы или партизаны?

Первый миф, усиленно формируемый проамериканской, а говоря шире — либеральной пропагандой, состоит в утверждении: террористом является всякий, кто насильственными методами борется с законной властью. Подобное определение терроризма дается, скажем, на сайте «Антитеррор». Согласно ему, «терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия…» При этом обычно отмечаются следующие особенности современного терроризма:

  • насилие не против представителей властей, а против мирного населения
  • стремление всеми способами привлечь внимание СМИ и дать теракту как можно более широкий информационный резонанс
  • международный характер организаций, практикующих террор и поддержка их со стороны некоторых государств, выражающаяся в финансировании, предоставление убежища, информационной и дипломатической поддержке или просто попустительстве их действиям.

    Однако, это определение страдает одним, существенным недостатком: под него подпадают не только настоящие террористы, но и, к примеру, партизанские движения, подпольщики, которые, очевидно, могут называться террористами лишь с пропагандистскими целями и лишь представителями «заинтересованной стороны», то есть властей. Действительно, партизаны и подпольщики также совершают диверсии: поджоги, взрывы, убийства, далее и партизаны заинтересованы в как можно более широком освещении своих диверсий в СМИ, наконец, и партизаны могут поддерживаться иностранными государствами. Впрочем, либеральным аналитикам не откажешь в последовательности, они эту разницу и не думают признавать: так, на сайте «Терроризм и контртерроризм» есть список современных террористических организаций и в него включена Организация Освобождения Палестины, борющаяся против израильских войск и властей, оккупировавших территории, признанные ООН территорией для палестинского государства или Сапатистская Армия Освобождения, руководимая субкоманданте Маркосом, борющаяся за права индейцев — потомков майя и пользующаяся мощнейшей поддержкой народа Мексики. Что ж, аналитикам из либеральных центров осталось сделать лишь последний шаг и признать террористами русских и югославских партизан, французских и немецких борцов Сопротивления времен второй мировой войны, а также зачислить Англию и США в разряд стран, помогавших и попустительствовавших терроризму за их поддержку антинацистского Сопротивления и, таким образом, осуществлявших «вмешательство во внутренние дела гитлеровского Рейха». Могут, правда, возразить, что в случае русских партизан речь шла о борьбе с оккупантами, но, извините, а кем являются, израильские солдаты и поселенцы, обосновавшиеся на землях, которые, согласно даже резолюции ООН, принадлежат палестинцам? Могут также сказать, что Рейх вел бесчеловечную политику, нарушающую элементарные права человека, но, простите, разве лишение мексиканских индейцев избирательных прав не есть ущемление прав человека?

    Однако, оставим в стороне исторические параллели и вернемся к сухой логике. Перед нами — типичный пример логической ошибки «слишком широкое определение». Иначе говоря, в этом определение отмечаются внешние, поверхностные черты терроризма, но игнорируется самая его суть. И это в общем неудивительно: либералы и не способны понять сущность терроризма в силу самих особенностей либерального мировоззрения. Ведь терроризм отличается от партизанских и революционных движений не тем, что первые жестокие и безнравственные выродки, а вторые — благородные борцы за свободу: и террористы могут ставить перед собой вполне благородные задачи, например, наказание одиозных политических деятелей, с другой стороны и партизаны и революционеры могут прибегать к жестоким методам. Отличие в другом: террористы есть, согласно крылатому выражению, «богема революции», то есть они оторваны от народа, не имеют никакой более или менее реальной программы преобразования социальной реальности, движимы одним лишь эмоциональным протестом, тогда как партизанские и революционные движения — подлинно народная стихия, причем, не только в том смысле, что они более многочисленны, они и представлены в основном «людьми из народа», а не политиканствующими сектантами-интеллигентами, и, что еще важнее, они питаются духом народным. Поэтому, кстати, либералы и не способны проникнуть в суть терроризма, ведь народ для них — просто сумма индивидов, не более, так что такие выражения как «дух народа» для уха либерала не что иное как красивая, но почти бессодержательная метафора.

    3. Ислам и терроризм

    Второй миф состоит в том, что современный терроризм связан исключительно или преимущественно с идеологией ислама и исламским миром. Этот миф внедряется в общественное сознание постепенно и методично, причем, к этому подключены практически все прозападные СМИ, а сам процесс происходит зачастую почти незаметно, в строгом согласии с новейшими технологиями по манипуляции сознанием. Так, дикторы телевизионных и радионовостей как бы невзначай могут сообщить, что где-нибудь в Африке произошел теракт и его исполнитель «сделал это ради Аллаха» или назвать террористов «исламистами». Цель таких «оговорок» — запечатление в сознании обывателя жесткой ассоциации между исламом и террором" и вообще внушение мысли об особой «агрессивности» «терророгенности» ислама как такового. Более высокий уровень подобного рода пропаганды — различные статьи с искаженными сведениями из истории мусульманского мира и с вырванными из контекста цитатами из Корана.

    Для того, чтобы развенчать этот миф, также достаточно обращения даже к вполне либеральным сайтам Интернета, посвященным проблеме терроризма. Так, уже упоминавшийся сайт «Антитеррор» упоминает целых шесть видов современного терроризма. Это, соответственно:

    • националистический терроризм,
    • религиозный терроризм,
    • терроризм с поддержкой государства,
    • терроризм левых экстремистов,
    • терроризм правых экстремистов,
    • терроризм анархистов

    Надо ли говорить, что эта классификация весьма и весьма несовершенна. Так, некоторые организации очень трудно отнести к какому-нибудь одному типу, к примеру, «Ирландская Республиканская Армия» (ИРА) ставит своей целью отделение Ирландии от Королевства Великобритания и в этом смысле она — типично сепаратистская и националистическая группа. С другой стороны идеология ИРА представляет собой смесь левых, социалистических идей и положений католического мировоззрения, причем, в разные времена выступали на первый план разные составляющие, на раннем этапе истории ИРА преобладали социалистические элементы, а после 50-х годов — прокатолические и антипротестантские. Заметим попутно, что история ИРА представляет собой яркий пример вырождения партизанского движения в одну или несколько эстремистских, террористических групп. В первые годы своего основания ИРА была подлинно народной, партизанской, массовой армией и подчинялась не кому иному как военному министру Ирландии. В одном 20-м году ИРА уничтожила в 32 графствах 153 налоговых учреждения, сожгла около 70 казарм английской армии, захватила правительственную почту. Благодаря усилиям ИРА английская полиция сосредоточилась в нескольких крупных городах Ирландии, вся остальная территория контролировалась повстанцами. Согласимся, что это — далеко не масштабы деятельности террористических групп. Во многом благодаря ИРА был подписан Англо-Ирландский договор 1921 года, по которому Ирландии предоставлялись права доминиона. Следует заметить, что после этого договора из ИРА и ушли «умеренные» и остались лишь радикалы, готовые бороться за безоговорочное отделение Ирландии от Англии и с этого момента, думаем, и начинается история ИРА как террористической группы.

    Далее, предложенная классификация по непонятным причинам разводит такие виды тероризма как леворадикальный и анархистский, что противоречит даже логике. Наконец, более чем странным видится выделение в отдельный пункт «терроризма, поддерживаемого государством». Тем не менее, остаются по крайней мере 4 составляющие:

    • Националистический, сепаратистский терроризм
    • леворадикальный, левацкий и анархистский терроризм
    • праворадикальный, неофашистский и расистский терроризм
    • религиозный терроризм

    причем, каждая из них — не столько особый, отдельный вид терроризма, сколько его аспект.

    Любопытно заметить, что пресловутый «исламский терроризм» даже не является отдельной, особой разновидностью терроризма, а в лучшем случае зачисляется в разряд «религиозного терроризма». Наряду с ним можно назвать организации, идеология которых замешана на протестантских ценностях — таковы, например, американские «Ку-клукс-клан», «Арийская Нация», прославившиеся своими нападениями и расправами над неграми и евреями-иудеями, или на ценностях индуизма — такова индийская «Ананд марг» (Путь к блаженству), созданная Саркаром Прабхатом Ранджаном в 70-х годах и совершившая ряд покушений на политических деятелей, в частности, ее члены убили в 1975 году министра железных дорог Индии Мишра. Существуют также и иудейские террористические группы, к примеру «Ках» — группировка, созданная раввином Меиром Кахане и в 70-х годах осуществлявшая убийства арабов на оккупированных территориях. На их счету также — погром православной церкви (Московского патриархата). Представителем радикальных иудаистов был и убийца премьера Израиля Рабина Амир Игаль (1995 год), который, как известно, представлял праворадикальную организацию «Эйяль». Наконец, есть и терроризм, связанный с нетрадиционными, новыми псевдорелигиозными образованиями — вспомним теракт, совершенный в токийском метро членами секты «Аум Сенрике».

    При этом, по «странному» стечению обстоятельств никто из теледикторов, аналитиков и комментаторов не говорит о протестантском, индуистском, иудаистском или сектантском терроризме, но все в один голос клянут терроризм исламский.

    Но может быть среди террористических организаций с религиозной идеологией преобладают именно «исламистские»? Отнюдь.

    На другом упоминавшемся сайте «Терроризм и котртерроризм» перечислены около ста наиболее крупных террористических организаций современности, действовавших с 70-х годов по сей день. Количество организаций «исламистского толка» не превышает и трети от общего числа (около 30). Причем, пресловутая «Аль Каида» среди них далеко не самая крупная, многочисленная и хорошо организованная.

    Как видим, в идеологическом поле любой религии существуют «фундаменталистские», экстремистские образования, зачастую имеющие террористическую направленность и ислам здесь не может считаться каким-либо исключением.

    4. Антитеррористическая гримаса США

    Наконец, третий миф относительно современного терроризма состоит в том, что США представляют собой некий оплот демократии в море хаоса, выбрасывающего на поверхность протуберанцы кризисов, волнений и терактов.

    Это связано с тем, что США в последнее время не без определенного самолюбования стремятся играть роль борца с терроризмом, и даже чуть ли не спасителя планеты от «чумы международного терроризма». У широких кругов обывателей, утоляющих информационный голод исключительно при помощи прозападных СМИ, и складывается впечатление, что в самих Соединенных Штатах в отношение терроризма все более чем благополучно. На самом деле это заблуждение и к современному «мировому жандарму» в значительной мере применимы слова древней поговорки: «врач, сначала исцели себя сам». США всегда были и остаются рассадником экстремизма и терроризма и в общем-то это неудивительно для страны, костяк которой в годы ее основания составили разного рода авантюристы, диссиденты и просто бандиты, бежавшие от европейского правосудия и в которой право грубой силы вплетено в национальный менталитет и официальную историю. Вспомним знаменитые вестерны, повествующие о «героических временах» покорения Дикого Запада и переполненные убийствами по самому пустячному поводу — это между прочим, предмет национальной гордости американцев! Не будем забывать и о том, что именно в США возникли так называемые «суды Линча», проще говоря — беззаконные расправы толпы над беззащитным человеком и еще лет сто назад они имели там широкое распространение, а также о том, что еще менее двух веков назад в Соединенных штатах существовало самое настоящее рабовладение, по жестокости не уступавшее древнему.

    Говоря о терроризме в современных США, нельзя не отметить один очень симптоматичный штрих: если в странах Западной Европы и Латинской Америке преобладают террористические группы левацкого, анархистского характера, протестующие против социальной несправедливости и ущемления прав и свобод обездоленных, короче говоря, стоящие на платформе гуманизма, то в США преобладает напротив терроризм откровенно фашистского, расистского толка, репрезентирующий англосаксов как «высшую расу», сверхчеловеков и направленный против национальных меньшинств внутри самих США (прежде всего — негров и евреев), а также враждебный по отношению ко всем неевропейским народам вообще. Возникает закономерный вопрос: не есть ли это проявление глубинной тенденции самого американского мировоззрения, так сказать, в котором с разной интенсивностью, но при этом во все времена не исчезали протофашистские мотивы? Однако, это отдельная тема, которая может увести нас в область теоретических диспутов, а мы здесь решили ограничиться фактами. Думается, один только общий обзор на основе материалов интернета способен сам по себе развеять миф о «демократической, контртеррористической Америке» (в основном использовался уже упоминавшийся сайт «Терроризм и контртерроризм», информацию о Ку-клукс-клане см. http://ruslag.ru/biblio/list/kkk.html ).

    Итак, самая известная, крупная и также старейшая террористическая организация США — Ку-клукс-клан. Создан он был в 1864 году после гражданской войны группой офицеров-конфедератов, которые не захотели смириться с уравниванием в правах черного и белого населения. Первым его лидером стал судья Томас Л. Джонс. Практически сразу же ККК проявил себя как экстремистская протестантская массовая организация, провозглашающая ценности «белой, христианской Америки» (не следует обманываться термином «христианская Америка», как известно, американские протестанты считают христианами только лишь себя и отказывают в этом звании, скажем, католиками и православным). Согласно распространенной версии, название организация получила по характерному звуку, который издает затвор при перезарядке винтовки, несмотря на то, что версия эта историками теперь оспаривается, само ее существование весьма симптоматично. Действительно, методы ККК — это политические убийства, шантаж, грабежи. Широко известны ку-клукс-клановские «ночные акции», когда члены ККК в белых колпаках и балахонах на фоне горящих крестов устраивали под покровом ночи расправы над неграми. Только в период с 1865 по 1870 г.г. ку-клукс-клановцы совершили 15 000 политических убийств. В 1869 году ККК был фактически упразднен, однако, он возродился в 20-х годах 20 века под руководством адвоката Симмонса. 20–30-е годы стали пиком роста ККК, в 1924 году в рядах ККК было около 9 миллионов членов, существовали даже женское и детское отделение клана. После запрета по окончанию 2 мировой войны клан возродился опять, теперь уже под началом Самуэла Грина. С 1955 по 1965 годы активисты клана убили 85 человек (негров и белых борцов за права меньшинств). Несмотря на то, что формально ККК сейчас распался на 16 автономных организаций, популярность его в Америке до сих пор очень высока — до 1981 года в его рядах состояли 10 000 человек, к сегодняшнему дню численность ККК несколько упала — до приблизительно 6 500. Идеология и методы ККК не изменились до сих пор. Главными врагами они считают не-англосаксов и в первую очередь евреев и негров. Крайне отрицательно относятся к деятельности правительства США, считая, что оно предало интересы белых. Выступают на платформе фундаментального, воинствующего протестантства, борясь с католическим влиянием. На их счету взрывы, поджоги, убийства — в основном чернокожих. ККК располагает своими тайными лагерями, где проводятся занятия по военной подготовке, а также нелегальными изданиями — Белый Патриот, Белый Берет и т.д. Филиалы ККК существуют в Канаде и Англии.

    Непосредственно примыкает к ККК еще одна американская неофашистская организация «Арийская Нация» (другое название — «Христианская Арийская Нация»), объединяющая множество группировок. Она была создана в 1974 году Ричардом Гирнтом Батлером. Ее идеолог — ныне уже покойный доктор Уэсли Свифт. Согласно программе АН европейские народы являются одним из колен Израилевых и соответственно — высшей расой, все остальные — недочеловеки, обреченные на рабство и на уничтожение. Будучи протестантскими фундаменталистами, члены АН негативно относятся к другим конфессиям христианства и другим религиям, но особенно — к иудаизму. Федеральное правительство США АН не признает, считая его «оккупационным сионистским режимом»

    Главная цель АН — создание на территории 5 штатов Северо-Запада «расово чистого» белого, «христианского» американского государства, из которого были бы изгнаны все «неарийцы». При этом не исключается существование по соседству «расово чистого» черного, исламского государства, по поводу чего ведутся переговоры с черными расистскими группировками. Достичь своей цели АН стремится при помощи терактов — взрывов, захватов заложников, грабежей банков, что, по их мысли, должно расшатать государственность США. Так, в 1987 году в штате Айдахо активистами АН было произведено 5 взрывов. Число сторонников АН колеблется от 6 000 до 15 000 человек.

    Еще одно террористическое движение в США — «Гражданская милиция». Движение децентрализовано и включает в себя множество неофашистских группировок — от откровенно гитлеристских, как, например, «Сыны Гестапо», в 1996 году пустивших под откос поезд в Аризоне, что повлекло человеческие жертвы, до сепаратистской «Республики Техас» в 1997 году захватившей заложников, дабы инициировать референдум о выходе Техаса из состава США. Однако, большая часть «милиционеров» — одиночки, отказывающиеся признать законы. Это крайние индивидуалисты белого происхождения, живущие идеалами Дикого Запада, когда каждый был предоставлен сам себе и вмешательство государства в жизнь фермеров практически отсутствовало. Идеолог «милиционеров» Вильям Пирс в своей книге «Дневник Тернера» практически призвал к антиправительственному восстанию. Попытки ФБР заставить «милиционеров» платить налоги и признать права расовых меньшинств привели к тому, что «милиционеры» встали на путь террористической борьбы. Самый знаменитый из них — Тимоти Маквей, взорвавший в 1995 году небоскреб в Оклахома-Сити. Свой теракт Маквей объяснил тем, что он находится в состоянии войны с федеральным правительством, а многочисленные жертвы среди мирного населения назвал «сопутствующими потерями».

    Вместе с тем не все американские террористы-неофашисты — протестанты. Среди самых значительных антихристианских, неоязыческих группировок — «Церковь Создателя». Основана в 1973 году Беном Классеном, который кончил жизнь самоубийством. Следующий руководитель — Чарлз Алтватер ныне отбывает 18-летний срок в тюрьме за проведение ряда диверсий. Идеология организации — расовая война между европейцами и чернокожими и евреями. Основные идеи изложены в так называемой «Библии Белого Человека». На их счету убийства и похищения чернокожих граждан, взрывы правительственных зданий. В 1993 году в Лос Анжелесе полицией была предотвращена широкомасштабная диверсия ЦС — целый ряд одновременных политических убийств, призванных развязать расовую войну в США.

    Среди других, менее значительных американских праворадикальных групп — Американский Национальный Фронт, Белое Арийское Сопротивление, Общество Джона Бёрча.

    Имеются в США и организации черных расистов, среди них — знаменитые «Черные пантеры», которые также причастны к террористическим действиям.

    Таким образом, факты недвусмысленно свидетельствуют, что в самих Соединенных штатах махровым цветом расцветает самый дикий и одиозный неофашистский терроризм, льется кровь жертв, заложников, гремят взрывы и все усилия хваленных американских спецслужб не могут уже несколько десятилетий уничтожить организации террористов, на смену одним приходят другие, сохраняя при этом даже оргструктуры, так, Ку-клукс-клан существует столь долго, что через некоторое время его члены будут праздновать 150-летие организации! Более того, среди граждан США террористы-неофашисты имеют десятки тысяч сторонников! Спрашивается, каким образом после этого правительство США собирается бороться с терроризмом в других странах и в международном масштабе, если оно бессильно против собственных террористов и ему впору самому просить соответствующую помощь извне? Мы не говорим уже о том, что США поддерживают многочисленные террористические группы по всему миру, используя их в своих политических целях; наиболее одиозный пример этого — та же «Аль Каида» Бен Ладена практически созданная на деньги ЦРУ для борьбы с советскими войсками в Афганистане. Да и внешнюю политику Соединенных Штатов, особенно в последние десятилетия, трудно характеризовать иначе как государственный терроризм против мирного населения иностранных государств. Причем, это лишь продолжение той тенденции, которая имелась у США и раньше; вспомним, что США — единственная страна, которая использовала ядерное оружие против гражданского населения — имеются в виду бомбардировки Хиросимы и Нагасаки…

    Заключение

    Откуда же берется современный терроризм? Какими факторами социального, экономического, культурного порядка он подпитывается? Все эти вопросы требуют отдельного обстоятельного рассмотрения, которые неизбежно выведут нас на проблематику столкновения интересов «богатого Севера» — метрополии мирового капитализма, жирующей за счет других стран и бедного, ограбленного, «Юга», а также на проблематику диалектической связи спецслужб и террористов, которые не могут существовать без друга и в определенной мере «порождают» друг друга. Этот разговор был бы гораздо ближе к сути дела, чем распространенные сейчас пропагандистские завывания о столкновении «исламского» и «христианского» мира. Однако это возможно уже в рамках другой статьи, а задача данной — развенчание самых крупных мифов о современном терроре, кажется, может считаться выполненной.

  •