«Коммунизм и нацизм схожи между собой, это в сущности одно и то же» так внушают нам и российские, и западные либеральные идеологи, начиная с «вумных» политологов и кончая «злободневными» журналистами. Особенно любят это делать разного рода прибалтийские национал-либералы, пытаясь тем самым приуменьшить значение Великой Победы Советского Союза во второй мировой войне. До смешного доходит: Березовский представитель народа, которого советский солдат спас от гибели в гетто и в газовых печах концлагерей всем известно, каковы были планы Гитлера относительно всех евреев говорит, что разницы между коммунизмом и фашизмом не видит…. Впрочем, думаю, понимает прекрасно господин Березовский абсурдность и подлость своих слов, но что поделать политическая конъюнктура требует…
Надо ли говорить, что перед нами тезис о некоем мифическом «родстве» коммунизма и нацизма, рассчитан в большей степени на чувства столь велика до сих пор у людей ненависть к нацистам и фашистам, развязавшим самую кровавую войну ХХ столетия. Причем, тезис этот не лучшим образом характеризует нравственное состояние указанных идеологов думает ли, например, госпожа Новодворская, что она таким образом оскорбляет память миллионов коммунистов, боровшихся с фашизмом и погибших в этой борьбе, и не только ненавидимых ею советских, но и европейских коммунистов французских, итальянских, греческих, немецких, югославских подпольщиков и партизан (они, кстати, внесли в дело уничтожения фашизма гораздо больший вклад, чем хваленные американские либералы, открывшие 2 фронт аж в конце войны, дабы успеть урвать кусок советской победы).
Когда же доходит до рационального доказательства этого тезиса, как правило говорится, что, во-первых, коммунисты и нацисты схожи в своих политических методах и те, и другие повинны в репрессиях и установлении диктатуры, и, во-вторых, коммунистическая и нацистская идеология схожи по существу и та, и другая объявляют какую-либо группу людей «избранной», будь то класс или нация и раса. Что ж, разберемся по порядку.
Прежде всего, история показывает, что диктатура и репрессии увы, непременный атрибут утверждения любой политической идеологии. Причина тут не в содержании идеологи, а в закономерностях развития революции как социального феномена. Либеральные идеи пресловутые права и свободы человека тоже устанавливались в Европе через террор, репрессии и диктатуру, не менее, а может, и более кровавые, чем российские и немецкие. Имеется в виду, например, диктатура Робеспьера или Кромвеля. Затем накал революционных страстей стихает, режим стабилизируется и становится более или менее мягким. В том же СССР репрессии заняли лишь первые постреволюционные десятилетия с начала 20-х по конец 30-х. Это и есть активная часть жизни поколения, которое делало Революцию, поколения бунтарей и расстрельщиков, фанатиков и идеалистов. Как только оно стало уходить с исторической сцены установился режим немногим менее либеральный, чем в Европе и Америке, разумеется, остаточные преследования инакомыслящих еще были, но они не носили массовый характер: диссиденты в результате оказывались за границей, куда и сами стремились и где их ждали премии и высокооплачиваемая работа на радиоголосах. К слову сказать, репрессии и идеологические запреты такой же интенсивности были тогда и на Западе маккартизм, запреты на профессии, аресты «диссидентов» (например, певца Дина Рида в США), объявление инакомыслящих и нелибералов «экстремистами» не будем все же забывать, что шла «холодная война». А более молодые либеральные режимы еще и в ХХ веке практиковали якобинские методы генерал Пиночет в Чили устанавливал «свободное капиталистическое общество», расстреливая своих политических оппонентов.
Как видим, на этом основании сближать коммунизм и нацизм могут лишь люди, которые либо совсем не знают истории, либо хотят сознательно ввести нас в заблуждение. Не лучше обстоит дело и со вторым «аргументом». Прежде всего, укажем на то, что нет ничего более противоположного, чем коммунистический и нацистский взгляды на общество, человека и историю. Коммунисты никогда не проповедовали и не проповедуют, что есть некие «высшие люди», которые почему-то принципиально лучше других. С точки зрения теории коммунизма человек существо универсальное, каждый создан для полнейшего самовыражения, а ограниченными и несовершенными нас делают окружающие социальные условия. Причем отчуждению, несоответствию своего существования с высшим назначением человека подвержены не только эксплуатируемые, но и эксплуататоры, не только рабочие, которые горбатятся на капиталиста за кусок хлеба, как сейчас в Третьем мире, но и капиталист, в котором от разъедающей его алчности осталось немного человеческого. Вовсе не к господству представителей одного класса стремятся коммунисты, как доказывают нам нынешние антисоветчики, а к тому, чтобы не было никаких классов, чтобы экономика не превращала людей во врагов. И коммунистом борцом с капитализмом может, в принципе, стать любой будь он еврей, негр, выходец из буржуазной или аристократической среды. Рассказчики о «пролетарском шовинизме, напоминающем нацистский», «скромно» умалчивают, что, например, в той же большевистской партии были не только рабочие, но и крестьяне, выходцы из купечества, разночинцев, а ее лидер Ленин так вовсе был дворянин. Коммунисты, правда, признают, что человек труда является более цельным, естественным человеком, но ведь это совсем другое дело, о пользе труда и о необходимости его, если ты хочешь победить свои страсти, сформироваться как духовно глубокая личность, говорит и христианство.
Совсем не то в доктрине нацизма здесь постулируется, что одни рождаются сверхчеловеками, чья участь господство, другие недочеловеками, обреченными на рабство. Еврей, с точки зрения нациста, никогда не станет национал-социалистом, пусть хоть он выучит книги Гитлера наизусть и искренне считает себя немцем и расистом. Очевидно, что коммунизм вообще-то гораздо ближе христианским ценностям гуманизма, почитания достоинства человека, чем нацизм. Нацизм есть возрождение язычества, которое ведь тоже считало рабов животными. И общественные идеалы у коммунистов и у нацистов разные с одной стороны рисуется царство, где все свободны и равноправны, где наличествует забота о каждом, где труд становится творчеством и самовыражением, с другой стороны царство, где одним все, другим ничего, где есть каста недочеловеков от рождения, которых можно даже безнаказанно убивать, где труд позорная обязанность раба. Наконец, и понимание истории различно: для коммуниста история естественный процесс, подчиненный объективным закономерностям и творимый людскими коллективами, для нациста же история хаотичное нагромождение индивидуальных воль, где побеждает сильнейший, которому благоволят боги. Коммунизм доктрина рациональная, связанная с наукой. Нацизм иррационалистическая, открыто провозглашающая свою связь с магией и оккультизмом. Гитлер объявлял себя медиумом древнегерманских богов, высшие круги нацистской партии поддерживали контакты с разными оккультными, мистическими организациям от масонских и ариософских лож до тибетских монастырей. Официальная доктрина нацизма отвергала рациональную науку, проповедовала, например, «теорию полой земли», согласно которой мы живем внутри Земли, а Вселенная лишь мираж (речь идет не о случайных политических преследованиях тех или иных научных школ, как в сталинском СССР, а о принципиальном отказе от науки в пользу магии). Что же тут общего с советским, научным, материалистическим, подчеркнуто атеистическим мировоззрением? И опять таки, что предпочтительней с точки зрения христианских ценностей гуманистический атеизм, который является союзником Церкви хоть в борьбе с сектантством и магией или прямой оккультизм?
Как видим, те, кто сближают нацизм и коммунизм по идеологическому признаку либо вообще не знакомы ни с той, ни с другой идеологией, либо откровенно лгут. Скорее уж либерализм сродни нацизму не будет забывать, что долгое время либеральное мировоззрение вполне мирно соседствовало с неприкрытым расизмом американские либералы превращали негров в рабов, английские либералы считали за полуживотных и варваров индусов, да и сейчас просвещенные европейцы пользуются трудом бесправных нелегальных иммигрантов, скажем, славянских девушек, которых обманом вывезли на Запад и не почитают это нарушением прав человека! Да и Гитлер пришел к власти на деньги крупного немецкого капитала, и несмотря на свои демагогические заверения, что он «за рабочих», сохранил капитализм и развязал войну, выгодную промышленникам. Хотя бы на этом примере видно, что либеральным идеологам надо вернуть их пропагандистский «тезис» капитализм и преследования национальных меньшинств, гетто, националистическая истерия, короче, капитализм и фашизм, выходит, вполне совместимы. А вот социализм ликвидировал национальное неравенство в России, дал возможность развивать свои культуры и нерусским народам, открыл всем широкий путь. Так что, как говорится, решайте сами: что есть что.