Метаморфоза праздника: возвращение женщины
МЕТАМОРФОЗА ПРАЗДНИКА:
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1.
Международный женский день 8 марта один из
любимых праздников в СССР, да и в современной России. Более того, это
один из немногих советских праздников, который продолжает отмечаться
на государственном уровне почти во всех бывших союзных республиках,
правда,
Праздник
8 марта, как известно, был задуман как день борьбы женщин за свои
права. Существует два распространенных мнения по поводу его
возникновения. Согласно первому, которое разделяется феминистским
движением Запада, праздник отмечается в честь нью-йоркских
женщин-текстильщиц, которые 8 марта 1857 года организовали
манифестацию
Феминистские
мотивы не исчезли из праздника 8 марта и в 1930-е годы, когда
официальная пропаганда продолжала прославлять женщин-полярниц,
женщин-летчиц,
Смысл праздника 8 марта также меняется: теперь это именно чествование женщины, которая сохраняет свою женственность в сложной современной жизни. С. 1965 года праздник становится выходным днем, а в 1970-е приобретает те черты, которые он имеет и сейчас: в преддверие 8 марта женин поздравляют в трудовых коллективах, делают им подарки и устраивают в честь их вечеринки, а в сам праздничный день представительницы прекрасного пола принимают поздравления от родных и близких дома, где мужчины стремятся освободить их от домашнего труда и соревнуются в исполнении их желаний. То есть праздник полностью поменял свое идеологическое значение. Не случайно феминистски теперь с такой яростью нападают на 8 марта, обвиняя сложившуюся в СССР и существующую до сих пор в России традицию празднования женского дня в «унижении женщины», в помещении женщины в старые патриархальные рамки, в пропаганде нового порабощения женщин под красивые слова «о любимых, очаровательных и желанных»…
2.
Иногда эту метаморфозу объясняют тем, что к послевоенному времени женщина в СССР фактически получила уже все те права, что и мужчина, так что теперь ей можно было и вспомнить о том, что она женщина… Нельзя спорить с тем, что в СССР, действительно, было сделано многое для равноправия полов: женщины получили возможность обучаться в высших учебных заведениях, наряду с мужчинами, занимать ответственные должности, заниматься наукой, овладевать мужскими профессиями. Охрана здоровья женщины и ребенка стала государственной заботой в Советском Союзе. Сейчас принято сравнивать положения в СССР и в США, дабы посмеяться над советским уровнем жизни, так вот, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком американские женщины получили лишь … в 1996 году, да и то они там не превышают одного месяца и имеются не на всех предприятиях. По сравнению с советскими длительными декретными отпусками это просто издевка, а не социальная помощь. Но тем не менее проблемы в положении женщин, конечно, существовали и в СССР. Они там и решались без экстравагантных выходок, свойственных для западного феминизма, а спокойно, по деловому, в рабочем порядке. Казалось бы, ничто не мешало оставаться 8 марта пусть не праздником общественной солидарности, которая в позднесоветском предельно этатистском обществе была затруднена, но праздником государственной поддержки советской женщины. (тем более настоящие феминистски никогда не удовлетворяться достигнутым уровнем свобод). Но 8 марта превращается из праздника политических деклараций и отчетов, в народный праздник, прославляющий женственность. Важно осознать, что эта метаморфоза отражала метаморфозу всей советской цивилизации.
Цивилизация эта возникала как невиданный социальный эксперимент и именно с этим был связан авангардный и эпатирующий характер культуры 1920-х годов. Классики марксизма так и не оставили подробного описания социалистического и коммунистического общества, обозначив лишь его абрис, политический и экономический фундамент. В трудах Маркса, Энгельса, да и Ленина не было описано: какими должны быть при коммунизме и даже при социализме искусство, организация науки, дома, отношения между мужчинами и женщинами. Молодые и страстные адепты коммунизма, мечтавшие построить за считанные годы светлое гармоничное общество на месте разрушенной Российской империи, стремились в ходе множества экспериментов выяснить это сами. Отсюда и молодежные коммуны 1920-х годов, и футуристические картины на перекрестках, и общество «Долой стыд!» и теория «стакана воды». Люди 1920-х были мечтатели и романтики, во многом оторванные от реальной жизни, витающие в облаках утопий. На смену им в 1930-е приходят люди дела, практики, государственники и общественники, проведшие индустриализацию и коллективизацию, отбросившие мечтания о мировой революции и построившие в общих чертах наш российский евразийский социализм не как плацдарм для европейской революции, а как базис для сытой здоровой жизни дальнейших поколений русских и дружественных им народов Великой России. В 19301950-е годы, в эпоху великого Сталина, СССР из космополитического экспериментального проекта стал Россией, не только геополитическим, но и культурным наследником предыдущих индивидуаций российской цивилизации Московского царства и Петербургской империи. Прекращение гонений на православие, возвращение в официальную галерею героев великих русских национальных деятелей, реабилитация классической русской литературы это только короткий перечень этапов возрождения российской державы под красным революционным флагом. Причем, в этом заслуга не только Сталина, хотя если бы этот поворот Октября в национальное русло не обрел достойного вождя, может, он бы и не завершился так успешно. В это время огромные массы бывших патриархальных общинных крестьян были вырваны коллективизацией и индустриализацией из деревень и переброшены в города, и там на советских предприятиях, в городских домах и квартирах они сумели воссоздать, конечно, с определенными изменениями, привычный им общинный и во многом патриархальный строй жизни. Этот строй предполагал и своеобразный «народный монархизм», фокусом которого стал хотел он того или нет И. В. Сталин.
И этот национальный консервативный поворот вернул России Женщину, прекратив западнические модернистские эксперименты по уничтожению полов и созданию некоего существа-«унисекс», предназначенного лишь для производственной деятельности и общественной работы. Также как он вернул России и Мужчину воина, героя, добытчика, ведь согласно закону диалектики без одного не бывает другого.
И теперь, отмечая 8 марта, мы жители бывшего СССР, может, сами того не понимая, прикасаемся к еще одному не иссякающему живительному истоку советской цивилизации, парадоксально сочетавшей модернистский прорыв и консервативное упорство, модерн и традицию, эмансипацию и охранительство.
Рустем Вахитов