Р. Г. Назиров Славянские легенды о зиждителях городов
Назиров Р. Г. Славянские легенды о зиждителях городов //
Фольклор народов России: Межвузовский сборник.
Уфа: РИО БашГУ, 2006. С. 3 11.
Р. Г. Назиров
Славянские легенды о зиждителях городов
I
Наше рассмотрение необходимо предварить этноисторическим введением.
Этногенез славян огромный комплекс проблем, который трудно даже затронуть в рамках предлагаемой статьи. Однако некоторые принципиальные позиции я должен здесь обозначить. Прежде всего отметим, что утверждение о выделении славян за тысячу лет до н.э. не имеет научных оснований и что отождествление древних венедов со славянами произвольно. Выделению славян предшествовала
Судя по некоторым сведениям византийских дипломатов, в состав пестрой орды царя Аттилы входили, наряду с прочими, и славяне; один из греческих послов застал в ставке Аттилы похороны знатного гунна, после которых состоялся поминальный пир, и он назывался «страва». Слово это чисто славянское, достаточно сравнить с русским «трава» (корм для скота), «отрава» (вредная пища), польским trawienie (пищеварение) и т.п. Между тем, гунны -это прототюрки, и для их языка слово «страва» чужеродное, заимствованное.
После внезапной смерти Аттилы в 453 году произошел быстрый распад его эфемерной державы; часть гуннов бежала на восток, другая растворилась в коренном населении Восточной Европы. Аланы, входившие в состав орд Аттилы, осели на Северном Кавказе; их потомки ныне называются осетинами. Тогда же начался славянский демографический взрыв; на прародине славян образовалось относительное перенаселение. Уже в VI веке славяне (склавины и анты) угрожают Византийской империи, нарушают ее границы; византийские историки оставили подробные описания этих светловолосых гигантов, дерзких и воинственных; это были сильные воины.
С конца VI века начинается славянское расселение, первые прорывы на Балканы. Сначала это расселение направлялось в основном на юг, так как в западном направлении славяне сталкивались с германцами, вели с ними долгие войны и местами продвинулись в бассейн Лабы (Эльбы). Славянское расселение на восток началось несколько позднее и шло по двум направлениям: вдоль южных берегов Балтийского моря (водным путем) и на Средний Днепр (по суше). В VII веке произошло массовое заселение славянами Балканского полуострова вплоть до Пелопоннеса. Отдельные славянские племена проникли даже в Малую Азию, где были частью истреблены, а частью ассимилированы. Около 820 года в Византии разразилось грандиозное восстание Фомы Славянина, который при поддержке арабов и народов Кавказа даже осаждал Константинополь, но потерпел поражение, был схвачен и казнен. В Малой Азии славяне исчезли.
Первая славянская сверхдержава сложилась в IX веке это Великая Моравия; в ее состав входили Моравия, Чехия, Словакия, Лужицы, Малая Польша и часть Паннонии. Уже эти географические данные свидетельствуют о древнем государственном общежитии поляков (их южных племен) и чехов. Очевидно, чехи пришли в регион с севера. В том же IX веке зарождается и восточнославянская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве; тамошние князья начали нанимать на военную службу дружины варягов (норвежских викингов), которые объединялись понятием «русь», превратившимся впоследствии в этноним восточных славян.
Проблема эта сложна сама по себе, да еще запутана домыслами ложного патриотизма.
Не пытаясь ее решить, напомним только, что этническим ядром Киевской Руси было племя полян (жителей полей), которые долго боролись с древлянами (лесными жителями). Драматизм этой борьбы отразился в «Повести временных лет». Между тем, Polanie (поляне) это древнее самоназвание центральной этнической группы Польши; с образованием польского народа оно распространилось на все племена, вошедшие в его состав. Согласно польским хроникам, даже в битве при Грюнвальде (1410) польские воины пели: «Hej, Polanie, z Bogiem na nie!» т.е. еще называли себя полянами. Само имя Polska (Польша) это субстантивированное прилагательное; сначала было словосочетание Роlsка ziemia земля полей. Исходя из этого и некоторых других данных, позволительно предположить, что Киевская Русь и Польша имели общую предысторию. В языческую эру поляне Вислы и поляне Днепра составляли единый племенной союз.
С другой стороны, предки поляков и предки чехов приблизительно до X века говорили на одном языке. Таким образом, в начале славянского расселения отдаленные предки чехов, поляков и русских характеризовались особой близостью внутри славянского мира. Данные лингвистики подтверждают это: древнерусский, древнепольский и древнечешский языки гораздо ближе друг к другу, чем к южнославянским языкам. Древнеболгарский (старославянский) язык никогда не был так внятен киевлянам, как чешский или польский. Чехи, поляки и киевские славяне довольно близкие родственники.
Это введение необходимо для того, чтобы осознать возможность древних мифологических связей в архаических культурах славян Севера. Наше внимание невольно притягивают три легенды, между которыми, как мне представляется, существует нечто общее: это легенды о зиждителях великих городов, центров древнеславянских стран.
II
Козьма Пражский в своей латинской «Хронике чехов» (1125), в книге I, главах 812, приводит генеалогическую легенду
Пржемысловичей первой королевской династии Чехии. Этаулегенда основана на древнечешских сказаниях о Либуше.
Либуша младшая из трех дочерей Крока, обладавшая великой мудростью и даром предсказания. По смерти Крока древние чехи выбрали ее в правительницы, и она, поселившись в отчем Вышеграде (исконно святое место, ныне часть Праги), долгое время мудро правила своим народом, оставаясь девицей. Она предсказала будущее чешского народа. Во время судебного разбирательства спора между двумя братьями один из них, проиграв дело, оскорбил Либушу, заявив во всеуслышание, что горе мужам, когда ими управляет женщина. Либуша потребовала, чтобы народ дал ей мужа, который мог бы править железной рукой. Народ попросил ее выбрать себе мужа, обещая признать его своим владыкой. Либуша выбрала простого пахаря Пржемысла Стадицкого. По ее рекомендации он был избран первым чешским князем, а затем женился на Либуше и совместно с ней установил первые чешские законы. Вместе с мужем Либуша построила на горе среди густого леса новый замок Пражский град; тем самым они основали Прагу. От Пржемысла и Либуши пошли Пржемысловичи первая чешская династия. В этой генеалогической легенде легко вычленяется мифологическое зерно. Это образ мудрой девы, младшей дочери патриарха (имя «Крок» весьма существенно). В связи с древним обычаем юниората (наследования через младших детей) в мифах и сказках разных народов младший ребенок нередко оказывается главным героем, изображается как самый умный, храбрый и удачливый. В легенде о Либуше исходный миф уже сильно разрушен и стерт. Большее представление об архаических истоках легенды дает ее польский вариант. Согласно польским преданиям, славный город Краков назван по имени его основателя. Это Крак, генеалогический герой; в латинских пересказах предания он назван Cracus. Именно он убил дракона, жившего в пещере горы Вавель; этот дракон (smok wawelski) пожирал скот и людей. Крак бросил дракону на съедение барана, наполненного зажженной серой; дракон сожрал приманку и,
палимый огнем изнутри, стал пить воду из Вислы. Он пил, покуда не лопнул Благодарный народ провозгласил Крака королем, и он построил замок на горе Вавель, ставший ядром города Кракова. Название этого города было притяжательным прилагательным: Краков город Крака.
Крак погиб в борьбе со своими братьями. От него остались два сына, но один из них убил другого и был изгнан, навсегда покинул родину: это мотив братоубийства, реликт близнечного мифа, имевшего всемирное распространение (Каин и Авель, Ромул и Рем). После этого народ призвал на правление прекрасную и добрую Ванду, дочь Крака. По некоторым версиям, именно Ванда основала Краков.
Немецкий князь Ридигер воспылал страстью к Ванде; он попытался богатыми дарами и просьбами склонить ее к замужеству. Но молодая краковская королева ответила немецким послам решительным отказом. Оскорбленный Ридигер снарядил поход против Ванды. Она с войском вышла ему навстречу, дав обет богам в благодарность за победу принести себя в жертву. Заметим, именно богам, а не Богу, ибо предание возникло до крещения Польши.
При виде сияющей
Во исполнение своего обета Ванда кинулась в Вислу и утонула. Тело ее нашли и похоронили близ берега Вислы, а над нею был насыпан высокий курган, который поныне называется «Могилой Ванды»; неподалеку находится другой такой же холм «Могила Крака». Эта легенда зафиксирована «Великопольской хроникой» и остается одним из самых популярных преданий польского народа (как и легенда о Либуше у чехов).
В отличие от Либуши, Ванда умерла Девственницей: Древние языческие религии особо почитали девственность даже не девственность вообще, а целомудрие жриц (например, весталок). Языческая жрица была посвящена богу и не могла вступить в брак, во всяком случае во время своего жреческого служения (у весталок -тридцать лет). Героиня славянского мифа мудрая дева. Может быть, чешская генеалогическая легенда Пржемысловичей была лишь
приращением к мифу о мудрой деве, основавшей Прагу. Отметим также, что имя польского змееборца Крака похоже на имя Крока, отца Либуши.
Может быть, Крок и Крак варианты одного и того, же мифического персонажа,
Стоит также провести античную паралллель напомнить о девственной богине мудрости у древних греков: это Афина Партенос (т.е. Девственница), она же Афина Промахос (Воительница). Она считалась покровительницей города, поныне носящего ее имя. Сегодня это столица Греции; в античную эру он был центром греческой культуры. На зооморфное происхождение образа Афины указывают ее атрибуты сова и змея. Гомер называет Афину «совоокой» (глаукопис), а в одном из орфических гимнов она названа «пестровидной змеей». На некоторых изображениях (живопись на вазах, статуи) шлем Афины имеет вид ворона. Запомним эту деталь.
III
«Повесть временных лет» содержит легенду об основании Киева правда; довольно лапидарную и, очевидно, сильно разрушенную. Ее изучали многие, но особенно известна работа Н. Я. Марра, а в наше время труды В. В. Иванова и В. Н. Топорова1.
Согласно летописному преданию, родоначальниками днепровских полян были три брата Кий, Щек и Хорыв. Каждый из них основал поселение на одном из трех киевских холмов. Поселение Кия называлось «Киев град», и великий город, возникший путем слияния трех поселений, носит имя Киев.
У братьев была сестра по имени Лыбедь. В. В. Иванов и В. Н. Топоров предполагают, что имя Лыбедь связано с корнем «лыб» (лъб лоб, чело, верх). Они предлагают сравнение с названием холма
Удивительные совпадения: в заповеднике Дикая Шарка близ Праги есть скала, которая поныне называется Девичий скок; в Польше Могила Ванды, которая утопилась в Висле; над рекою Лыбедь холм
Предположительная этимология имени Лыбедь у В. В. Иванова и В. Н. Топорова может быть дополнена еще одним соображением: это имя, подчеркивающее высокий лоб девушки, не содержит ли намека на ее мудрость? По сей день известна русская физиогномическая примета, когда о высоколобом, лысеющем человеке говорят: «Бог ему ума прибавил». Думается, Лыбедь тоже принадлежит к мудрым девам, отразившим праславянский матриархат. И последнее соображение: имя Лыбедь в плане звучания этимологически родственно имени Либуша. Корни «лыб» и «либ» почти тождественны.
В. В. Иванову и В. Н. Топорову принадлежит прямое сближение мифических образов Кия и Крака: «Как и Кий, Крак может рассматриваться как продолжение образа змееборца в т.н. основном мифе славянской мифологии»2. Исследователи допускают, что имя «Кий» происходит от «куй», обозначения божественного кузнеца, соратника громовержца в его поединке со змеем ( в ряде мифов победителем змея выступает
От этой гипотезы весьма отлична, на наш взгляд, мифологическая генеалогия польского Крака (и, может быть,
чешского Крока). Здесь мы можем опереться только на этимологию имени: что означает «Крак»? В древнеславянском языке «кроук» обозначало ворон; в современном польском кruк ворон; в современном чешском
Чрезвычайно древний мотив войны птиц со змеями в большинстве случаев выделяет орла как главного змееборца (позже -как помощника
Осмеливаюсь предположить, что в архаической основе древнеславянских легенд о зиждителях городов победителем змея первоначально выступал ворон Крак, Крок. Затем этот миф слился с близнечным мифом, причем Ворон подвергся антропоморфизации, но сохранил свое «птичье» имя. В близнечном мифе один брат убивает другого, и как раз братоубийца строит великий город. Славянское родовое сознание не могло примириться с этим конфликтом и стремилось обойти мотив братоубийства, сделав его второстепенным.
Ромул основал Рим. Каин, согласно христианской традиции, построил первый город на земле. В славянских преданиях основатель города выведен за пределы близнечного мифа, мотив братоубийства стерт или смещен на периферию, равно как сам образ змееборца
несколько оттесняется образом его дочери вещей девы, причем в архаике она, вероятно, представлялась и могучей воительницей.
Для славянства вообще характерно прославление могучих и мудрых дев: это чешская Власта, польская Ванда, русские поляницы
Основание города мудрой
И эта же ностальгия по славянскому матриархату лежит в основании пресловутой «женственности русской души».
Примечания
1 Марр Н. Я. Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси // Избранные работы Т.5. М, Л., 1935; Иванов В.В., Топоров В. Н. Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян// Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М., 1976.
2 Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992 С. 12
3 A Dictionary of Symbols by J. E. Cirlot. Second edition- N.V., 1971. P 71.
© Назиров Р.Г., 2006