Предисловие

Работа, предлагаемая вниманию читателя, представляет собою опыт целостного и в то же время дифференцированного описания художественного мира Достоевского. Не отдельные стороны мировоззрения и метода, не разрозненные грани творческого сознания, а поэтическая индивидуальность как единство, мирообраз писателя как единый мир с его законами, соотношениями, функционированием — вот что стоит в центре предлагаемого читателю исследования. Пространственные отношения и тесно связанные с ними временные параметры, сюжетная типология, систематика образов, поэтическая стилистика — вот некоторые из главных проблем этой книги.

Разные уровни поэтического мира Достоевского интересны не сами по себе, а как обнаружение коренных начал его мироотношения. Автор этих строк стремится анализировать форму и содержание в их неразрывном единстве, считая ущербными те пути исследования, на которых допускается отрыв содержания от формы.

В то же время для этой книги принципиально важен ее историко-динамический аспект. Творчество Достоевского нужно рассматривать в движении — как в общелитературном, так и индивидуальном. Не забывая, конечно, о сложной личности и драматической судьбе великого романиста, мы понимаем его творческую эволюцию как один из элементов русского литературного процесса в целом, со всеми его внутренними и внешними связями. Такое рассмотрение, с одной стороны, касается проблем мировой литературы, с другой — закономерно приводит нас в творческую лабо-

3

раторию Достоевского, вплоть до его решения проблемы читателя.

Сжато можно сказать, что самым главным для автора этой книги было определить содержательность художественных форм и историчность содержания у Достоевского.

4


      © Борис Орехов