Борис Орехов Отрицание и пространство
Опубликовано в журнале «ВХ» (2005, №2)
Книги, фильмы, картины это вершинная композиция жизни. Точки кульминации судьбы. Там рассказывают о моментах высшего напряжения, накала. Искусство настраивает нас на έλλειψις (греч. ‘недостаток’), эллипсис, пропуск как будто ненужного, неважного. Как будто. Но без него нет полноты, без него и получается тот самый
Если заснять человеческую жизнь на кинопленку и выбрать из нее захватывающее, самое цепляющее взгляд, и сделать из этого хороший фильм, то все «обрезки» этой пленки, все что «между» это будут
И даже не «будут», а уже есть: «Gothenburg choir event» и «Potential place» уже представлены в
Название
Говорят, что люди, проводящие большую часть жизни в быстро движущемся транспорте, стареют гораздо раньше. Благодаря фотосъемке Марины Иващенко становится понятно, почему это происходит и как это происходит. Вглядываясь в лица едущих в метро, ощущаешь, как тебя пронизывает одиночество. Каждый здесь «удален на расстоянье мысли», самое страшное и непреодолимое.
Пространство, взаимодействуя со временем, образует движение.
Горделивый Агамемнон прошел по алой ткани, решив, что победителю Трои можно встать вровень с богами. Завистливые и мстительные боги не могли простить ему этого и жестоко покарали. Греки, прибыв к берегу Илиона, знали о пророчестве, которое гласило, что первый ступивший на землю Трои будет убит, и никто не хочет высаживаться с кораблей. И тогда хитроумный Одиссей бросил свой щит и прыгнул на него, а за ним уже ринулись другие ахейцы, и пророчество исполнилось, погубив одного из них, но миновав Одиссея. То, на что ты ступаешь в своем движении это вопрос космического масштаба. Воины в этом подвластны высшей воле богов и рока. Художник, сам создатель миров, может позволить себе больше. Василь Ханнанов и Наил Байбурин берутся превратить нас в «безгрешных небожителей», ничего за это не прося и предлагая главное: избавление от ответственности перед богами. Художники берут ответственность на себя, а уж бессмертные между собой сами договорятся.
Единственное, что может оправдать организаторов, это эмоциональное соответствие имени и вещи. Любое другое более правильное название оказалось бы банальным, плоским и, вероятно, не отражала бы самого главного эмоции отрицания. Отрицается тут, конечно, не пространство этому не верьте. Отрицается привычное, отрицается норма. Ведь норма неэстетична. И в этом главное: это отрицание во имя созидания, но созидания не мифического «нового мира» Плоды созидания вот они, перед нашими глазами. И это искусство в самом высоком смысле.
«Словно я паук в паутине, словно дерево в пустыне, словно, черная лиса в норе…» Реализация метафоры «сети», «паутины» в отношении Интернета кажется настолько избитой, что в исталляции хочется видеть большее, чем просто знак «виртуального пространства», которое действительно