Интервью с Дмитрием Горчевым
Опубликовано в журнале «Гипертекст» (2005, №2)
С одной стороны, вы писатель и переводчик, то есть человек, имеющий дело со словом, с другой художник, дизайнер, работающий с графикой. В процессе творчества вы ощущаете синкретизм, когда одна область Ваших знаний влияет на другую?
Да все, собственно, влияет друг на друга. И я ведь не всегда был писателем и художником, а был, например, учителем в средней школе. И это тоже влияет. Мозгов в голове не так уж и много, и выделять по порции на каждое занятие их тогда вообще ни на что не хватит.
В Сети можно найти рассказ о том, что первоначально вы были сугубо сетевым писателем и издатели долгое время отказывались вас печатать. Ситуация, якобы, исправилась после заступничества Макса Фрая. Насколько эта история правдива?
Как и во всех историях этого рода, в ней есть некоторая часть правды, но на самом деле все было совсем не так. Мои книжки совершенно безвозмездно издавал Александр Николаевич Житинский в своем издательстве «Геликон Плюс», правда, очень небольшими тиражами. Но первый относительно большой тираж, за который я получил некоторые (очень небольшие) деньги, действительно вышел в издательстве «Амфора» при участии Макса Фрая, к которому (которой) я испытываю самые добрые чувства, но все это было не так судьбоносно, как описываете вы.
Если сравнивать вашего обобщенного героя и вашего обобщенного читателя, то можно ли найти у них
Я не знаю, кто такой мой обобщенный читатель, к сожалению. Среди этого читателя попадаются самые удивительные люди. Однажды я, например, подписывал свою книжку для замминистра
Несмотря на членство в Союзе писателей и Литфонде, думается, что ваша некоторая литературная маргинальность очевидна: о вас не столь часто пишут толстые журналы, критики, вряд ли о вашем творчестве создаются диссертации (о Сорокине, например, защищена в Самаре в 2003 году). Что дает Вам такой статус и какова его цена?
А что дает? Ничего не дает, и цены никакой нет.
Ваш сетевой дневник
Удобный формат, именно для меня удобный, потому что я не очень умею писать длинно. Возможность поделиться раздражением или изумлением по тем поводам, про которые завтра все уже забудут. Возможность просто написать хуйню. Последней возможности не предоставляет ни одно печатное издание.
Вы весьма благожелательно говорите о попсе и, в частности, о знаковой для нее фигуре Кате Лель. Но для интеллигенции свойственно некоторое брюзгливое отношение к
7
массовой культуре, обусловленное, как говорят, ее «низким качеством» в наши дни. Насколько высказанная вами позиция относительно попсы серьезна и чем объясняется?
А мне все равно, попса не попса. Если завтра Киркоров споет песню, которая тронет мою душу, буду слушать Киркорова. Только он не споет, к сожалению. А все это деление на попсу и высокое искусство оно происходит из старого интеллигентского разделения на
В своих текстах и сетевом дневнике вы очень иронично отзываетесь о Владимире Сорокине, именуя его не иначе как «писатель Сорокин». В чем причина такого отношения к Сорокину? Каким вам видится его место в русской литературе?
Про место в литературе пусть думают литературоведы, у них работа такая. А Сорокин просто удобен тем, что он очень выразительный персонаж писатель, который все время пишет про поедание говна и людей. И читателю сразу представляется, что он и в жизни такой. А Пелевин, например, пишет про пустоту и это неинтересно: пустота она и есть пустота.
Нашей аудитории особенно интересно было бы узнать ваше виденье соотношения «столица провинция» в литературном смысле. У вас есть целая серия рассказов, вместе составляющих цикл
Когда я жил в Омске и Казахстане, я ни в какой культурной жизни не участвовал, так что особого мнения о литературной периферии не имею. Одно только очевидное для меня отличие: концентрация так называемых творческих личностей в Москве или Петербурге существенно выше. Особенно в Петербурге тут вообще довольно трудно найти человека, который не писал бы стихов, романов или не играл бы в
В связи с гиперактивным ростом компьютерных и, в частности, сетевых технологий, развитием интернета многие теоретики стали говорить об изменении самого функционирования слова в информационном поле. Как сильно, по вашему, изменилось лицо литературы в последние 10 лет? Привито ли человечеству особое «гипертекстовое сознание» для восприятия новой сетевой словесности?
Глупости это все. Когда только появлялись гипертексты, некоторым казалось, что вот оно и есть новое слово в литературе. А текст он как был текст, так и остался. Ну вот у Павича есть гипертекстовый словарь, а при чем тут интернет? Я вообще сомневаюсь, что у Павича есть компьютер. То есть мое старое и глубокое убеждение состоит в том, что никакой особой «сетературы» в природе не существует.
Алкоголь стимулирует творчество? Появляется ли
Какие бы воспоминания ни приходилось брать в руки, там непременно будут рассказы об интригах и подковерных играх литераторов. Вы же напротив, всегда самым благожелательным образом говорите о своих друзьях из издательства «Геликон Плюс». Но все же касалось вас когда-нибудь коварство
Не знаю, может быть, есть
В «Плане спасения» и некоторых высказываниях вы предлагаете довольно радикальные идеи переустройства мира. Вы не боитесь оказаться ответственным, если однажды найдется некто, кто начнет воплощать это в жизнь?
Я вовсе не являюсь автором всех этих идей они неоднократно уже воплощались в жизнь самыми разнообразными людьми, только им не хватало для их воплощения наличия Идеального Мира. Ближе всех к осуществлению этого плана был товарищ Сталин, но если уж у него ничего не получилось, то, видимо, уже ни у кого не получится, так что можно особенно и не переживать.
Беседовал Борис Орехов
Уфа