Михаил Назаренко Роман «Пушкин» в контексте литературоведческих работ Ю. Н. Тынянова
«Пушкин», третий и последний роман Юрия Тынянова, не анализировался в литературоведении так же пристально, как «Кюхля» и «Смерть
Все эти работы объединяет традиционная в тыняноведении и очень плодотворная направленность на анализ деформации первоисточников, проведенной автором в романе. Другими словами, «Пушкин», вслед за
Едва ли не основной проблемой при рассмотрении этого аспекта тыняновской поэтики является крайне слабая изученность позднего научного творчества ученого. В комментариях к сборнику «Поэтика. История литературы. Кино» отмечено, что «стремление „впрячь“ биографию в историю литературы осталось нереализованным»: в статьях
Тынянов не оставил итоговых работ, посвященных проблеме литературного героя, а если учитывать, что эволюция ученого была «катастрофической по быстроте» (слова Тынянова о Пушкине), то некорректным будет прямое выведение прозы
Немаловажно, что сам термин «мнимое средоточие» заимствован Тыняновым из трактата столетней давности «Опыта науки изящного» А.Галича, лицейского учителя Пушкина. «Круг жизни, раскрывающийся в эпопее, конечно, имеет нужду в средоточии, из коего разом обозреваются все явления и формы, и сие то идеальное, мнимое средоточие есть герой», цитирует его слова Тынянов в статье «Пушкин» [18: 139]. Правомерность применения этого термина к «южным поэмам» Пушкина оспаривалась, к примеру, Ю.Манном [10: 54], однако для Тынянова важна принципиальная возможность выстраивания современного текста на историческом материале через посредство жанровой формы, относящейся к описываемому периоду.3 Ср. наблюдения ученого о «державинских» корнях поэзии Маяковского, о связи поэзии Хлебникова со «Словом о полку Игореве». Неоднократно отмечавшаяся
«Мнимый герой», «точка пересечения фабульных линий», становится «свободным героем», «носителем разнородного материала» [18: 139]. Но парадокс тыняновской прозы заключается в том, что «свободный», индетерминированный, неопределимый, двоящийся герой оказывается абсолютно зависимым от «могучих обстоятельств» и обреченным на смерть
Сам герой конструируется на пересечении двух отчетливо сформулированных Тыняновым принципов.
Первый, уже названный, это «мнимость» героя. Основная претензия критиков к первой части «Пушкина» заключалась в том, что заглавный герой, хотя он и ребенок, занимает в тексте неоправданно мало места. Однако если вспомнить, как Тынянов трактовал понятие «свободного героя», недоумения исчезнут: малолетний Пушкин та ось, на которую нанизывается материал. Причем материал этот не только окружение будущего поэта, но еще никем не прочитанные тексты поэта [об этом см.: 6; 8].
Второй конструктивный принцип романа «заданность», а не «данность» героя («Предметный герой [здесь: прототип] не дан, а задан» [18: 133]): Пушкин оказывается знаком, означающее которого известно (собственно, веселое имя «Пушкин»), а означаемое подставляется читателем. Для русского читателя Пушкин давно стал
В контексте скрытого автобиографизма тыняновской прозы показательно, что такое понимание Пушкина восходит к детским впечатлениям будущего писателя, которые особо оговорены в записи 1939 года:
«Пушкина мне подарили в день рождения, мне стукнуло восемь лет. […] Выбор моих любимых стихов был, как мне кажется, тоже странен. Больше всего мне нравилось:
Полюбуйтесь же вы, дети,
Как в сердечной простоте
Длинный Фирс играет в эти [,]
Те, те, те и те, те, те.
Потом:
Душа моя, Павел,
Держись моих правил [:]
Люби
Не делай
Такой был у меня Пушкин может быть, и правильный» [15: 1415].
«Может быть, и правильный» Пушкин набор местоимений с принципиально неопределимым смыслом.
Темы «пустоты» и «мнимости», столь мощно заявленные в
Тынянов не реализовал замысел, изложенный в письме к Шкловскому 1929 г. методологически корректно включить биографию писателя в рамки истории литературы. Но один из основных тезисов этой декларации воплотился в романе о Пушкине: «„Люди“ в литературе это циклизация вокруг имени героя […]» [16: 513].
В этом аспекте романа Тынянов следует своему пониманию творческой практики Пушкина (прежде всего как автора «Евгения Онегина»). Можно отметить и другие параллели между тыняновской характеристикой новаторства Пушкина и принципами построения романа.
1. «Название», вызывающее у читателя определенные ассоциации, заменяет «развитое и длинное описание». Это «дает возможность Пушкину передавать „эпохи“ и „века“ вне развитых описаний, одним семантическим колоритом» [18: 130131]. Этот же прием используется Тыняновым буквально с первых строк романа: первая фраза книги, которая «важна как задаваемый фразеологический тон» [18: 159], «Маиор был скуп».
2. Создавая многослойную структуру исторического / антиисторического / аллюзивного текста, Тынянов решал ту же проблему, что и Пушкин во время работы над «Борисом Годуновым»: «должно ли быть художественное произведение, построенное на историческом материале,
3. «Борьба за внесюжетное построение», т.е. «развертывание вещи на материале» [18: 155]. Тынянов использует эти термины при описании поэтики «Онегина»; очевидно, что
4. И, наконец, движение Пушкина к «внелитературным рядам» журналистике и науке [18: 165] зеркально отражено в эволюции творчества Тынянова:
В последней своей книге Тынянов, вопреки собственным
ЛИТЕРАТУРА
1. Анненков П. В. Пушкин в Александровскую эпоху. Мн., 1998.
2. Белинков А. В. Юрий Тынянов. М., 1965.
3. Блюмбаум А. Б. Конструкция мнимости: К поэтике «Восковой персоны» Ю. Тынянова. СПб., 2002.
4. Воспоминания о Ю.Тынянове: Портреты и встречи. М., 1983.
5. Гаспаров М. Л. Научность и художественность в творчестве Тынянова. // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения. Рига, 1990.
6. Гус М. Пушкин ребенок и отрок (О романе Ю. Тынянова). // Красная новь. 1937. № 3.
7. Каверин В. А., Новиков Вл.И. Новое зрение: Книга о Юрии Тынянове. М., 1988.
8. Левинтон Г. А. Грибоедовские подтексты в романе «Смерть
9. Левинтон Г. А. Еще раз о комментировании романов Тынянова. // Русская литература. 1991. № 2.
10. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
11. Немзер А. С. Из наблюдений над романом Тынянова «Пушкин». Явление героя. // Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения. М., 2002.
12. Немзер А. Литература против истории: Заметки о «Смерти
13. Новиков Вл. Путь к Пушкину. // Тынянов Ю. Н. Пушкин. [Кн. 1.] М., 1983.
14. Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть. М., 1990.
15. Тынянов Ю. Н. Автобиография. // Юрий Тынянов: Писатель и ученый. М., 1966.
16. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
17. Тынянов Ю. Н. «Пушкин». [Анонс.] // Литературный современник. 1934. № 11.
18. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968.
19. Шварц Е. Л. Живу беспокойно: Из дневников. Л., 1990.
© Михаил Назаренко, 2004
Роман «Пушкин» в контексте литературоведческих работ Ю. Н. Тынянова // Русская литература. Исследования: Сб. науч. трудов. Вып. VI. К.: Логос, 2004 [2005]. С. 5361.
1 Последняя работа А.Немзера, специально посвященная роману Тынянова, осталась нам недоступной [11].
2 А.Немзер, к сожалению, не учитывает жанровые предпочтения Тынянова и их динамику.
3 Отметим, что перенесение элементов канона байронической поэмы в прозу не ограничивается романами Тынянова: сравнительно недавняя «истинная повесть» А.Пескова «Боратынский» не содержит ссылок на Тынянова, зато приводит в качестве жанрового обоснования цитату из монографии В.Жирмунского «Пушкин и Байрон». «[…] герои здесь тенью проходят сквозь сюжет, жанр позволяет утаивать, недосказывать, умалчивать», комментирует автор [14: 63].
4 Противопоставление восходит к П. В. Анненкову [1: 30].