Михаил Назаренко Послесловие. Люди и ритуалы
Дяченко М. и С. Ритуал. М.:
Послесловие к сборнику Марины и Сергея Дяченко «Ритуал» (М.: АСТ, 2000)
Ритуал вездесущ. Более нигде и никогда Ритуал не был столь требователен и обязателен к исполнению. Ритуал, унаследованный от незапамятного прошлого, Ритуал, слепо исполнявшийся предками и нынешними обитателями Замка. Несть им числа…
Мервин Пик
Я бабочка в душной сети Ритуалов.
Свободнорожденный, свободным я не был
Без тебя. Покажи мне, где небо.
Арм-Анн
На корешке этой книги вполне могло быть написано «том второй»: первый сборник повестей и рассказов Марины и Сергея Дяченко «Корни Камня» вышел в серии «Заклятые миры» год назад. И вот теперь продолжение: короткий роман «Ритуал», новые повести и рассказы, в большинстве своем написанные за последний год.
Итак, перед нами полное собрание малой прозы Дяченко (за исключением чУдных «Сказок для Стаськи»), а значит, можно подводить «предварительные итоги».
Обрывки:
Дяченко Марина и Сергей… Киевские писатели… Дебютный роман «Привратник» (1994), первая часть тетралогии «Скитальцы»… На сегодняшний… одиннадцать романов и пять повестей… Премии «Интерпресскон», «Меч в камне», «Лунный меч», «Еврокон», а также…
Дочь Стася… кот Дюшес…
…в число лучших отечественных фантастов.
Началось все именно с повестей. Первый вариант «Горелой Башни» и литературный сценарий «Лунные братья» были написаны еще до «Привратника» и долго ждали своего часа. «Башня» промелькнула в книге о заклятьях, которую судорожно перелистывает в «Шраме» Эгерт Солль, и, переработанная, стала одним из лучших творений Дяченко. «Братья» история легендарного
И не случайно вторая книга Дяченко (и, увы, последняя, изданная на Украине сборник «Ритуал» 1996 года) имела подзаголовок: «Роман. Повесть. Рассказ». Именно в этих трех измерениях и существует до сих пор проза киевского дуэта. Впрочем, последние повести явно перешагнули границы жанров и видов: даже если не знать, что «Зеленая карта» и «Последний Дон Кихот» стали основой для сценария и пьесы, их «киношная» и «театральная» природа очевидна для читателя. Авторы и не скрывают этого, даже с удовольствием подчеркивают.
Набоков называл свои рассказы куколками романов или, продолжая аналогию, особым видом бабочек, более мелким и со своей расцветкой.
Малая проза Дяченко спряталась в тени их романов. Это и понятно: рассказы более похожи на этюды, в которых действие прерывается, как раз когда читатель входит во вкус; вот эпизод, показанный сторонним наблюдателем; вот концентрированный сюжет, который вполне мог бы стать (а может быть, и станет) основой для романа; странный гибрид футурологического очерка и лирического наброска… Фэнтези, притча, вполне реалистическая повесть о сегодняшнем Киеве…
Одно из двух наиболее распространенных обвинений в адрес Дяченко гласит: «Они совершенно не прорабатывают мир» (второе «У них во всех книгах один и тот же сюжет»). Не уверен, что это относится ко всем романам Дяченко, но в рассказах и повестях мир, где происходит действие, и в самом деле едва намечен.
Вопросы о мироустройстве «Пещеры», «Казни» или
«Я забирался немыслимо далеко от родного замка, я бродил в чужих землях, служил актером в бродячей труппе, полгода плавал матросом на пиратском корабле, я был главным судьей в большом городе, название которого ничего тебе не скажет…» Эти слова произносит герой повести «Бастард»; он обошел весь мир, но сына обрел, только вернувшись.
В самом деле не все ли равно, в какую эпоху живет Алонсо Кихано Последний и какой строй царит там, за стенами замка? И что лежит за пределами
Этот мир замкнут. Принципиально замкнут. В него можно попасть, и его можно покинуть, но сама сфера останется нерушимой до тех пор, пока герои не разрушат ее изнутри.
« После того, как отвалится люк, назад пути не будет, сказал Бог. Мне, собственно все равно… Ну почему ты мне не веришь?!
Щек молчал и кусал губы.
Дана улыбнулась:
Ты увидишь, Щек… Там облака…
Люк упал».
Короткий рассказ «Вне» написан о прорыве. Почему люди безвыходно живут под защитой купола неизвестно. Что ждет снаружи тех, кто решил выбраться тем более. «Только ведь жить там, Щек, нельзя. Нечего кушать и нечем дышать, и отовсюду лезет
«Малый», привычный мир, в котором живут герои Дяченко, зачастую неуютен и страшен но еще больше страшит неизвестность, в которую надо шагнуть.
Причины этого «надо» не всегда очевидны. Иногда ощущение безысходности, которую нельзя преодолеть. Иногда неосознанный зов. И не сразу стремление становится выбором.
Роману «Ритуал» выпала не очень счастливая судьба. Нельзя сказать, что его не заметили читатели, и журнал «Если» встретил роман доброжелательной рецензией В.Ревича, но «Шрам», опубликованный в том же году, явно затмил его. "«Ритуал»… не повторил блистательного успеха «Привратника», заметил один критик. «…Сборник „Ритуал“, составленный из вещей хороших, но не выдающихся и, как мне кажется, непринципиальных для Дяченко», утвердил приговор другой. В результате, «Ритуал» не попал ни в один номинационный список и едва ли не затерялся среди более поздних книг Дяченко. Впрочем, я не раз убеждался: свои почитатели у него есть, большей частью, что неудивительно, среди лучшей половины человечества.
Теперь, четыре года спустя, роман выглядит несколько
Из интервью Марины Дяченко: "Когда говорят о «направлении в фантастике», мне представляется этакий спрут, потрясающий
Итак, «незамутненная волшебная сказка». Самое, пожалуй, точное определение. Причем не просто незамутненная, но и красивая. В противовес поздним романам, здесь много всего, и все игрушечное. Кроме людей.
Уж если королевства так три пряничных державы, и правящие династии
Это сказка. А страна Фантазия, как все мы знаем из «Бесконечной истории», безгранична. И главное: прежде чем стать умной, глубокой, захватывающей, сказка должна быть вкусной.
Толкин говорил, что любая сказка, подобно картине, должна быть заключена в свою рамку, между
Согласно Станиславу Лему (чье определение процитировал Анджей Сапковский), фэнтези это сказка, лишенная оптимизма детерминированной судьбы, это рассказ, в котором детерминизм судьбы подточен стохастикой случайности. Другими словами, это сказка, в которой может и не быть счастливого конца. Сказка добавлю я, познавшая опыт трагедии.
Вот поэтому «Ритуал» обрывается, так и не предложив читателям заветное «…стали они
«Книги обязаны хорошо кончаться», заметил один из героев Толкина, а сам Профессор уточнил: «…сказки никогда
Новая встреча Армана с Ютой и их семейное счастье все это за пределами романа. Вряд ли найдется такой читатель, который предположит, что Арману не выжить после сражения с Юккой, но в книге прямо не сказано и обратного. Финал в большинстве других романов Дяченко это
Главная удача «Ритуала» в том, что этот игрушечный мир авторы населили живыми людьми. Верная интонация найдена не сразу и поэтому в первых главах иногда мелькает: «августейшая пленница», «негодница Юта»… «Негодницу» вряд ли можно воспринимать всерьез, слишком уж велика дистанция между нею и «настоящей» Ютой. Но далее Дяченко, по счастью, отказываются от авторских комментариев, даже таких ненавязчивых, и возвращаются к показу, а не рассказыванию. (Как не вспомнить о том, что Марина актриса, а Сергей сценарист!)
Что же показано в «Ритуале»?
Тут я вынужден попросить у читателя прощения, поскольку отчасти повторю то, что уже говорил в послесловии к другой книге Дяченко роману «Казнь». Что делать! И там речь шла о «Ритуале», а моя точка зрения на этот роман не изменилась.
Если в «Привратнике» Дяченко нашли одну из главных своих тем тему нравственного выбора, то во второй своей книге воплотили другую, не менее важную. Это тема роли или, если угодно, ритуала. Не прибегая к терминам социальной психологии, авторы намечают пока еще только намечают систему, которой останутся верны до последнего времени. Мир статичен, поскольку люди (драконы, ведьмы, мутанты, политики не важно) существуют в рамках изначальных ролей. Каждый ведет себя так, как ему предписано обычаями, законами общества или его собственной природы. Это понятно. Это закономерно.
«Ты славен, сын… и славна твоя добыча. Исполни волю отцов и праотцов своих, вкуси венценосную пленницу в согласии с Ритуалом, как подобает носящему пламя…»
Именно поэтому герои обречены. Дракон должен пожрать принцессу, отказавшись от самого себя поэта. Невинная девушка должна стать жертвой морского чудовища. («Да не нужна ему супруга ваша, поверьте, объясняет колдун королю, ему лишь бы сожрать, ритуал свой исполнить…»)
И не случайно тщательное исполнение Ритуала кто бы его ни соблюдал зачастую изображается в романе как нечто постыдное, нелепое или жуткое.
«…человек, который летал на драконе, не может жить согласно дворцовым Ритуалам».
Очаровательны государственные праздники Верхней Конты кто станет спорить? Но и они, в конце концов, становятся поводом для парада тщеславия и заплаканная Юта убегает из гостиной. Принц Контестарии, по обычаю, совершает подвиг при восшествии на престол, но чем оборачивается геройство Остина, да и каковы его причины? Ритуал пожирает человека
Следование Ритуалу означает гибель человека. А в более поздних книгах Дяченко и гибель всего мира. (Есть, разумеется, и исключение, но о нем после.)
Назовите это не ритуалами, а «стереотипами поведения» мифологическими (в «Ведьмином веке»), психологическими или социальными (как в «Пещере» и
«…Но любовь наша возникла именно
«Левая рука Тьмы», один из лучших романов о любви.
Герои Дяченко (в отличие от самих писателей смотри эссе «Обратная сторона луны») не рефлексируют о любви, но их поступки определяются ею. Впрочем, об этом довольно писали критики, и нет, я думаю, такого читателя, который не заметил бы этого. Отмечу только некоторые важные моменты.
Прежде всего, любовь у Дяченко ярче всего проявляет человеческую сущность человека (простите за тавтологию). Кто предстает перед нами в финале «Ритуала»? Дракон? принцесса? «Распростертый на песке человек смотрел на женщину, прикованную к скале. В лучах высокого солнца она была невыносимо прекрасна». Человек. Женщина. Не более. Никаких определений и конкретизаций поскольку они, как я уже говорил, навязаны героям и, в сущности, чужды им.
Любовь это выбор. Ее приходится ежечасно подтверждать, поверять иногда вопреки здравому смыслу, инстинкту самосохранения и соображениям высшей целесообразности. Любовь приравнивается к борьбе с судьбой или, если угодно, гомеостатическим мирозданием. В «Ритуале» и «Шраме» герои идут наперекор предсказаниям, отказываясь от спокойной, нормальной жизни ради тех, кого они любят. В «Ведьмином веке» и «Пещере» подобный выбор ставит под угрозу весь мир; может быть, спасает, может быть, губит. Во всяком случае, жизнь выходит из кругов предопределения.
Выбор писатели не устают это подчеркивать всегда странен. Выбор это неестественное поведение. (Хотя… В эссе «Обратная сторона луны» речь идет, помимо прочего, о биологических корнях альтруизма.)
Вспомним:
«Этот, обезумевший, шел до конца. Не ярость вела его нечто большее, чем ярость, огромное и чудовищу недоступное. И, поняв это, потомок Юкки впервые в жизни испугался.
Не дракона дракон издыхал. Испугался того, что двигало им. Того, что превратило страх смерти святой, всеми владеющий страх в посмешище» («Ритуал»).
«Назови мне слово, взмолилась она молча. Объясни мне, как это называется у людей, что за имя у этого зова, который держит меня за горло но все равно не может вытянуть, как называется… Слово, Клавдий, назови мне…
Он молчал. Огонь поднимался и расцветал, и ветер нежно теребил его оранжевые ленточки.
ПОЧЕМУ, Клавдий? ТЫ это делаешь почему?..
Он молчал» («Ведьмин век»).
«Он не мог осознать это чувство и не мог ему противиться оно оказалось столь же сильным, как инстинкт самосохранения.
А этой страсти жить во что бы то ни стало чудовищный сааг был подвержен точно так же, как и кроткая сарна.
Потому что сейчас, в последние мгновения прыжка, он осознал своим мутным сознанием зверя, что вонзая когти в странную добычу…
Мир в его глазах раздвоился.
Тот его осколок, что не имел названия, прокричал слово, ничего саагу не сказавшее просто набор звуков…
Но, вонзая когти в странную добычу, он уничтожит сам себя.
Право на…
То, чего хочет лишить его затаившаяся в переходах, вооруженная хлыстом темнота» («Пещера»).
«Любовь» и «свобода воли» оказываются синонимами.
В послесловии к «Казни» я писал, что для Дяченко важен сам выбор, а не его последствия, которые нельзя предсказать. Теперь мне хотелось бы уточнить: непредсказуемы лишь последствия истинно свободного выбора. Если же выбор ошибочен какими бы высокими побуждениями ни руководствовался герой, катастрофа неизбежна. Так, Арман полагает, что Юта будет с ним несчастна, и подстраивает ее спасение; Юта искренне радуется героизму Остина и оба совершают ошибку. На другом конце «спектра»
«…и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
Финал пронзительного рассказа Чехова, который так и называется «О любви».
Только в последних своих произведениях Дяченко вводят новый фактор веру. С.Бережной остроумно заметил, что Бог в книгах Дяченко (нигде не названный) похож на Леонида Горбовского: он помогает героям из всех возможных решений выбирать самое доброе. Не самое рациональное, но самое доброе.
Критик в то время еще не читал
« Бог ведь не станет требовать человеческой жертвы? Грешно даже думать так…
Смотря какой Бог, сказала Лидка, еле разжимая губы. Андрей нахмурился:
Нет… Настоящий Бог не станет».
Если и так, то Бог этот абсолютно трансцендентен. Слишком чужды, безличны силы, которые управляют миром
Подобный антропологизм вполне в традициях советской фантастики (естественным завершением такого подхода оказалась повесть В.Рыбакова «Трудно стать Богом», а гениальным опровержением «Сталкер»). Но корни его куда более древние, и среди других его названий есть и такое: «донкихотство».
Паломничество Дон Кихота, которое обязательно должно начаться именно двадцать восьмого июля, это и есть тот Ритуал, который выламывается из общего ряда. Его цель и в самом деле защита человека. Его суть вера.
Сервантесу удалось создать образ или, вернее, ситуацию, которая, вне зависимости от его воли, наполнилась множеством взаимоисключающих смыслов. Кого мы предпочтем увидеть фанатика, грозившего костром тем еретикам, которые не верят в истинность рыцарских романов? философа, рассуждавшего о золотом веке? безумца, затоптанного свиньями? В повести «Последний Дон Кихот» авторы нашли удачную метафору: подлинный Рыцарь был один, а все интерпретации, накопившиеся за четыре века, суть его потомки, несовершенные копии.
« …Почему вот он, Рыцарь Печального Образа, почему он превзошел славой всех своих потомков? Которые, согласно традиции, тоже пускались в путь?
Потому что он был первый.
И это тоже… Но
Конечно же, сервантесовский роман это вовсе не роман, и его литературные достоинства не столь важны. Это не книга это миф. ("Кроме того… ведь, если говорить откровенно, сам
Теперь к славному братству рыцарей из Ламанчи прибавился еще один Алонсо Кихано Добрый, Утративший Веру.
Две тысячи лет длится спор Петра и Павла: что важнее вера или дела человеческие? Дон Кихот не знает такого противопоставления его вера и есть его дела (и наоборот); но тем больнее разрыв между идеей и результатами ее воплощения.
Спор о том, нужны ли обществу
« Золотой Век никогда не настанет, жестко сказал Алонсо. Вернее… нет. Не так. Не знаю, настанет ли Золотой Век. Знаю, что должен идти… Что на дороге должен быть
Никакой пользы от странствия
Бессилие Алонсо задано изначально он не может защитить Панчиту, он не отвечает на филиппики Карраско и Авельянеды, его мучают наследственные страхи. Он предан любимым человеком; он отрекается от своей цели.
« Я не верю, с ужасом сказал Алонсо. У меня будто веру… удалили. Вырезали, как гланды. Я не могу! Все…»
С ужасом, потому что вера естественное состояние человека, а Дон Кихот, безусловно, естественный человек, существующий вне общественных договоров, среди незамутненных моральных понятий. Но времена, как было сказано, изменились, и теперь только вера и любовь (что, в сущности, одно и то же, подобно Альдонсе и Дульсинее) только вера и любовь могут поддержать решимость последнего из рода Кихано. Исчезла вторая пропала и первая. «…Дульсинея мертва. А если нет Дульсинеи к чему все это? К чему все? Грязь ради грязи, блевотина ради блевотины?»
Та «вера», которую обретают в финале Альдонса и Алонсо, имеет мало общего с верой в человечество. Миссия Дон Кихота теперь окончательно избавилась от земных целей. «Пусть наш мир невозможно изменить к лучшему… но если мы не попытаемся этого сделать мы недостойны и этого, несовершенного, мира!» Новый Дон Кихот не борец или, точнее, не столько борец (потому что великаны и мельницы никуда не делись), сколько напоминание и символ. «А пока
По отношению к «Последнему Дон Кихоту» повесть «Зеленая карта» построена зеркально: Алонсо терпит поражение, отказываясь покинуть дом, но такое же решение Димы Шубина означает его победу.
«Внешний мир» в «Дон Кихоте» «Пустыня. Горячий ветер, растрескавшаяся земля. Белые кости… И стервятники, стервятники в небе, орды стервятников, на всех не хватит добычи…» Соединенные Штаты Америки в «Зеленой карте» такой же антимир, тот свет, в котором все не так, как здесь, и живут там словно инопланетяне. Ламанчскую деревушку необходимо покинуть, чтобы люди получили надежду на нормальную жизнь; из Киева необходимо уехать, потому что нормальной жизни в нем не будет никогда. Путь Дон Кихота паломничество и подвиг; путь семьи Шубиных бегство от чумы.
« Только не подумай, что Америка поголовно питается чизбургерами, усмехнулась Ольга. Штамп номер пятьдесят два. Человеку, который никогда там не был, очень легко оперировать штампами. Америка страна целлулоида, Америка страна бездуховности, прямо советская пропаганда сразу вспоминается… Блин. Диснейленд,
Дима молчал».
Повторяется ситуация «Дон Кихота»: возразить нечего, потому что все равно ничего не объяснишь. Не случайно «Зеленую карту» обрамляют мысли школьника Жени Шубина о Киеве. В начале: «За что я люблю свой город. Сочинение. План. Первое Киев древний город со славной историей. Скукотища… Второе Киев красивый город с зелеными насаждениями, парками, памятниками архитектуры, музеями… что там еще? Цирком. Зоопарком». И в конце: «Я люблю мой город… да не знаю, за что его люблю». Любовь к родине, как и всякая любовь, иррациональна. Патриотизм, насаждаемый сверху, внушаемый в школах, газетах и телепередачах лжив от начала до конца. Лжив, потому что формализован. Еще один ритуал.
Женя не хочет бросать футбольный клуб; Дима, советский интеллигент, не может и не хочет оказаться в абсолютно чужом для него мире. Но в основе их решений и поступков не логика, а инстинкт. «Синдром кота». Мораль повести если из нее можно вывести мораль тавтологична: дом там, где дом, и никак иначе. «Зеленая карта» вовсе не о том, почему «нашим» не следует уезжать в Америку; она, скорее, о том, почему именно эти люди не смогут там жить.
Ольга лишена чувства дома. (Вообще, надо заметить, что уверенные в себе, самостоятельные и деловые женщины у Дяченко Тория, Лидка, Альдонса, Ольга гораздо чаще склонны совершать ошибки, а то и предательства, чем пассивные и рефлексирующие.) Все, что она делает, все, чего добивается в первую очередь для сына; но и тут снова приходится вспомнить Лидку тем самым она разрушает семью. Для Ольги закрыты и мир Женькиных фантазий, где даже монахи играют в футбол и разговаривают фотографии, и жизнь мужа, который для нее пусть только на время! становится «неудачником» и «попрошайкой». То, что она делает правильно, разумно, рационально, жестко. Она как профессиональный журналист лучше других видит, что происходит в стране. Она знает, что в Америке семье будет лучше. Ольга человек нового мироощущения, приспособленный к той эпохе, в которой Дима никогда не будет своим.
Старые подгнившие журналы для Димы память, для Ольги мусор. В «Последнем Дон Кихоте» нет сцены сожжения рыцарских романов; костер из старых подшивок в «Зеленой карте» как бы восполняет этот пробел.
Конечно, я несколько утрирую, но мне важно подчеркнуть именно эти черты характера Ольги. В конце концов, каждый из персонажей «Зеленой карты» закрыт в себе и не может не хочет поставить себя на место другого. И
Я не знаю, есть ли надежда для страны; но для человека надежда остается.
«Все правильно, думает Дима, выбросив самолетик, сложенный из авиабилета. Теперь все будет хорошо». (Еще одна внутренняя перекличка сборника: самолетик Димы, который «не должен был лететь», «слишком узенький клочок бумаги, слишком малая площадь крыла» и миниатюрная модель Егора,
Надежда для человека в чем она? В том, что не исполняются футурологические прогнозы; в том, что люди останутся самими собой и через сто лет (эссе «Обратная сторона луны»). В человеческом достоинстве. В одиночестве, благодаря которому мы познаем самих себя. В любви, сочувствии, понимании и прощении.
А иначе «мы недостойны и этого, несовершенного, мира».
2000
1 Имя этого персонажа шутка авторов, понятная каждому, кто хорошо помнит второй том «Дон Кихота» или хотя бы биографию Сервантеса.
2 Здесь я говорю лишь об одном из двух равноправных (равноправных ли?) вариантов финала. И на авторской странице Дяченко, и в сборнике представлены два эпилога: первый