Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина ISSN 0136-0132 |
||
|
|
|
|
Диалог. Карнавал. Хронотоп. → 2000 → 3-4
«Диалог.Карнавал.Хронотоп»,2000, №34
М.М.Бахтин в контексте русской культуры ХХ в. 59
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА И ГЕРМЕНЕВТИКА (Из истории русской науки о литературе)
Судьба каждого литературоведческого (и вообще относящегося к гуманитаристике) термина такова, что он с неизбежностью несёт несколько значений. Так обстоит дело и с термином «историческая поэтика». Во-первых, историческая поэтика область литературоведческих исследований, обращённая к проблеме становления и развития различных форм художественной мысли (прежде всего в сфере жанра). Во-вторых, это система определённых методологических принципов, исследовательских стратегий, нацеленных на решение указанных выше проблем. В-третьих, это сам литературный материал в его внутренней логике, с присущим ему как эпифеномену «мыслящих миров» (Ю.М.Лотман) самосознанием, «памятью жанра» (М.М.Бахтин). В последнее время интерес к проблемам исторической поэтики в отечественном литературоведении заметно вырос. Одним из ключевых симптомов в этой связи послужило переиздание трудов классиков отечественной гуманитарной мысли А.Н.Веселовского, Ф.Ф.Зелинского, Вяч.И.Иванова, О.М.Фрейденберг, В.Я.Проппа, М.М.Бахтина, существенный интерес, проявляемый научным сообществом к их осмыслению. А.Н.Веселовский мечтал о едином, сугубо линейном 1 и унитарном проекте исторической поэтики. Сегодня, когда наследие позитивизма почти окончательно утратило свою привлекательность, очевидно, что это всё-таки невозможно. Условность и относитель ность любой методологической установки (в которых исследова телю необходимо отдавать себе отчёт, чтобы яснее представлять себе границы и потенциал своих возможностей) первый залог того, что всякое гуманитарное построение (при аксиоме его ответственности и добротности) только один из проектов, вступающий с другим в отношения по принципу «дополнительности». Иначе говоря, как ни банально это прозвучит, различные методо ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С.А.Шульц Историческая поэтика и герменевтика «Диалог.Карнавал.Хронотоп»,2000, №34 М.М.Бахтин в контексте русской культуры ХХ в. 60 61 логические подходы и принципы внутри одной и той же области знания позволяют создавать различные видения того же самого вопроса. (Различные языки описания поэтому должны вступать в спор не непосредственно и сразу, а при условии их «переведён ности» с одного на другой; здесь необходимо различать, где идёт речь о неучтённых противоречиях внутри определённой системы мысли, а где имеет место принципиальная «непереводимость» и самоценность какого-либо положения). Поэтому выше не случайно говорилось именно о целой системе приёмов анализа и интерпретации, присущих исторической поэтике. Скажем, труды Ф.Ф.Зелинского, посвящённые «жизни идей» в культуре, работы Вяч.И.Иванова о Дионисе и прадионисийстве (речь идёт и о его известной монографии, и о примыкающих к ней небольших самостоятельных статьях), хронологически близкие А.Н.Веселовскому, базируются уже совсем на других принципах, чем труды первотворца исторической поэтики в России. В противоположность идеалам чистой фактографии и беспристрастности учёного Иванов, в частности, настаивает на неизбежности и важности «общего идеологического направления исследователя» 2, на «идеализме» последнего: «Идеализм исследовате ля сказывается, на наш взгляд, вовсе не в априорном отрицании материальной подосновы душевно-духовного продукта, рассматриваемого генетически, как думают многие, но в измерении его соизмеримыми ему величинами вневременного общечеловечес кого сознания, в склонности искать в изучаемых явлениях духа выражение имманентной им perennis philosophiae и угадывать в них всеобщую и непреходящую ценность» 3. Ф.Ф.Зелинский (близкий символистским кругам) также
учитывал и не скрывал вектор собственных мировоззренческих
и философских позиций, не боясь «эссеистических» «отступлений»
(установка на новую рецепцию античности как «славянский
Ренессанс»; заметны и его католические симпатии и т.д.). И
Иванов, и Зелинский ощущали себя живыми творцами истории
культуры, они сочетали необходимую исследователю установку
на объективность с философской и эмоционально-духовной
эмпатией (однако в отличие от литератора и философа Иванова
Зелинский всё-таки оставался прежде всего филологом в классичес
ком смысле этого понятия). Веселовский, будучи одним из
значительнейших учёных, подходит к явлениям в манере
«объективизма», без эксплицирования собственного мировоззрения (это
не Иванов, предвосхищая сдачу позиций естественно-научного мышления и «гуманитарный бум», не боится поставить вопрос о том, что так называемая «высшая» (т.е. поднявшаяся над эмпирикой) герменевтика «последовательно утрачивает нечто из <…> положительной достоверности результатов по мере того, как она восходит по ступеням обобщения от эмендации и интерпретации текста к объяснению и оценке всего произведения, далее всего автора, потом всего представляемого им направления и литературного рода, наконец к характеристике духа эпохи и даже к философскому истолкованию той или другой стороны античного (в случае Иванова С.Ш.) сознания и творчества в целом»5. Эти страницы его труда «Дионис и прадионисийство» явно и настойчиво обращают историческую поэтику к философской герменевтике. Заметим, что один из несомненно важных источников мысли Иванова «Рождение трагедии из духа музыки» Ф.Ницше текст заведомо «ненаучный», полностью философско-гер меневтический, в то время как сам Иванов при всём своём «идеализме» и антипозитивизме сохраняет верность идеям научной достоверности и выверенности. Сделанная им (и Зелинским) прививка (в равной мере прививка и предвосхищение) к русской исторической поэтике оказалась весьма вдохновляющей. В 193040-е годы у нас появляются работы, учитывающие методологические принципы как идущие от Веселовского, так и отчасти от Зелинского и Иванова (разумеется, все эти имена мы употребляем здесь скорее как символы). Скажем, известная работа В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки» апеллирует к дохудожественному генезису определённой формы сказки обряду инициации; при этом Пропп балансирует между чисто каузативным, детерминистским объяснением объекта исследования и более сложным истолкованием, основанным на духовно-смысловых соответствиях сказки и породившего её ритуала. Несколько более каузативны и «объясняющи» (в дильтеевском ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С.А.Шульц Историческая поэтика и герменевтика «Диалог.Карнавал.Хронотоп»,2000, №34 М.М.Бахтин в контексте русской культуры ХХ в. 62 63 смысле) штудии О.М.Фрейденберг. Главным последователем линии Зелинского и Иванова стал, безусловно, М.М.Бахтин (кстати, Зелинский был его университетским преподавателем) 6. Он основывает свой проект на принципиальном отталкивании от всех форм каузальности и детерминизма. Его интерпретация истории романа и серьёзно-смеховых жанров построена в первую очередь на выявлении сущностной духовной связи между ними и феноменом карнавала, принимает в расчёт противоречивые «приключения» смысла в многовековой речевой практике 7. Понятия «большого времени» и «контекста», которые эксплицированы в позднейших заметках «К методологии гуманитарных наук», акцентируют глубинную, максимально вдохновляющую бахтинский поиск соотнесённость его концепции исторической поэтики с философской герменевтикой. Задача «синтеза философского мировоззрения с конкретностью и объективностью исторического изучения» 8 была поставлена им ещё в работе «Формальный метод в литературоведении» (1928). Тот интерес к стихии речевого общения, который проявился у Бахтина уже в 1920-е годы, также соотносим с герменевтическим вниманием к слову. Бахтин способен устанавливать самые неожиданные и парадоксальные историко-литературные параллели, прочерчивать отрезок между, казалось бы, весьма отдалёнными литературными точками (минуя опосредующие), что направлено на раскрытие нового смысла рассматриваемых явлений: нового не ради нового, а ради «глубины» проникновения, «преодоления чуждости чужого без превращения его в чисто своё»9. Например, намечая сближение Достоевского с двумя далеко отстоящими от него по времени литературными памятниками, Бахтин замечает: «Во всей мировой литературе наиболее близкими к Достоевскому по духу и по форме два прозведения: "Климентины" и "Симплициссимус". При том "Климентин" он, вероятно, вовсе не знал, а "Симплицис симуса", вероятно, знал только понаслышке, из вторых рук. Какие же основания для сопоставления (при отсутствии реальных контактов)? Смысловая (художественно-смысловая) конвергенция и единство традиции» 10. Налицо симптомы сближения исторической поэтики с
«интертекстуальностью», понятой исходя из масштабного
философско-экзистенциального задания как своего рода пафоса
(исследователь по большому счету решает проблему смыслополагания
Принципиальным моментом для Бахтина является постулиро вание внутреннего самосознания жанров, которые поняты им не как чисто формальные образования, а как органические экзистенциально-мыслительные («мыслящие») модели; это подчёркнуто, в частности, в работе «Проблема речевых жанров», где выделены первичные (обиходно-разговорные) жанры и надстраивающи еся над ними и с их помощью вторичные, литературные голоса и медиумы живой жизни, выступающие во всей полноте их исторических и культурных связей. Жанр, таким образом, выступает гносеологическим и онтологическим феноменом. Если учесть, что Бахтин стремился преодолеть троякий разрыв между миром жизни, миром науки и миром культуры и что коррелирующий момент онтологическая проблематика в философской традиции XX века (в позднем неокантианстве: Н.Гартман, отчасти Э.Кассирер, но прежде всего в поздней феноменологии, близкой Бахтину не в меньшей степени, чем неокантианство) вбирает в себя гносеологическую (за счёт отказа от противопостав ления сознания и бытия), то бахтинскую теорию жанра допустимо назвать целиком онтологической. Философское беспокойство Бахтина-литературоведа не просто изгиб его мысли, который можно учитывать, а можно и не учитывать, это самый «конститу тив» его научного творчества. В 1990 году В.Е.Хализев так попытался обозначить философские основы исторической поэтики: «Её смысл <…> прежде всего общественно-нравственный, и в этом отношении "внеакадемический", выходящий за пределы чисто профессиональные. Историческая поэтика призвана удовлетворить потребность общества в осмыслении многовековой словесно-художественной культуры человечества как феномена необычайно разнообразного, но в то же время обладающего целостностью» 11. Но что понимать под целостностью? Унитарное единство «магистральной линии» (как Веселовский) или достаточно противоречивый, неравный самому себе динамический ансамбль смыслов, понятых в определённом философском ракурсе? Бахтин предложил свой ответ на одну из основных проблем исторической поэтики как специфицировать каждое отдельное её звено при постулировании подразумеваемой целостности, как ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С.А.Шульц Историческая поэтика и герменевтика «Диалог.Карнавал.Хронотоп»,2000, №34 М.М.Бахтин в контексте русской культуры ХХ в. 64 65 выстроить ряд самодвижения и внутренней динамики литератур ных форм таким образом, чтобы единство литературной эволюции, укоренённой в живой истории и в культуре (частью которых является, по Бахтину, и литературовед как личность), в то же время не зачёркивало бы индивидуальную специфику произведения. Интересно, что В.Б.Шкловский, полемизируя с идеей «панкарнавальности» и упрекая Бахтина в излишнем подчёркивании «сходства сходного», дал включающей в себя эту полемику книге подзаголовок «О несходстве сходного» 12, т.е. сам подчеркнул только одну сторону сопоставления. Ответ Бахтина на то, что было названо проблемой специфика ции, заключается в том, что предполагаемая целостность контекст и «большое время» обладает многообразными внутренними границами («различениями», если использовать термин постструкт урализма), она динамична, дискретна и принципиально не равна сама себе. Более того, её существенным признаком является своего рода ответственная релятивность (здесь, безусловно, велико влияние неокантианства) такое понимание собственной относитель ности (собственных относительностей), которое вызвано желанием избежать догматических подмен и унификаций, осознать все возможности, отпущенные данной стратегией. Бахтинская методология даёт возможность выстраивания проектов, так сказать, фрагментов исторической поэтики из разных точек литературного процесса, понимая их в качестве эпицентра. Связь между эпицентром и его контекстом двоякая: как первый задает определённую перспективу и ретроспективу истолкования, так и второй помогает первому реализовать свои смыслы13. В 197090-е годы вышло немало новых, в том числе
фундаментальных, работ по исторической поэтике. Это, прежде
всего, книги Д.С.Лихачёва «Развитие русской литературы
XXVII веков. Эпохи и стили» (Л., 1973), «Поэзия садов. К семантике
садово-парковых стилей» (Л., 1982), «Историческая поэтика
русской литературы» (СПб.,
1997)14, С.С.Аверинцева «Плутарх и
античная биография. К вопросу о месте классика жанра в
истории жанра» (М., 1973), «Поэтика ранневизантийской литературы»
(М., 1977), «Риторика и истоки европейской литературной традиции»
(М., 1996), Е.М.Мелетинского «Поэтика мифа» (М., 1976),
«Средневековый роман» (М., 1983), «Введение в историческую
поэтику эпоса и романа» (М., 1986), «Историческая поэтика
новеллы» (М., 1990), «О литературных архетипах» (М., 1994),
М.Л.Гаспа Как замечает С.Г.Бочаров, именно «идея исторической поэтики <…> оказалась на наших отечественных путях самым естественным и плодотворным выходом из краха нормативно-школь ной марксистско-советской теории литературы; и в то время как в западной теории последних десятилетий сменяли друг друга одна методологическая революция за другой, наше новое теоретичес кое знание выращивалось изнутри исторических учений, при этом история античной и западных европейских литератур оказалась более активным полем такого выращивания, чем история русской литературы» 15. Сказано точно, в особенности в финальном «чем»: русская литература ещё во многом в ожидании «идеи историчес кой поэтики» 16. В той или мере наследниками линии Веселовского стали Д.С.Лихачёв, Е.М.Мелетинский и особенно М.Л.Гаспаров. Область стиховедения, в которой работает последний, безусловно, в наибольшей степени располагает к жёсткому фактографизму и эмпиризму, к минимуму интерпретаций и максимуму научной точности и выверенности в специфическорм смысле этих слов; отсюда и демонстративное неприятие Гаспаровым круга идей Бахтина. Е.М.Мелетинский в книге «Введение в историческую поэтику эпоса и романа» (сколь выразительно и ответственно-скромно это первое слово «введение») создаёт стройную и линейную систему литературной эволюции, очерчивая путь от мифа и сказки к роману. В этой системе каждая последующая форма сменяет предыдущую по достаточно строгому генетивному принципу, причём Е.М.Мелетинский всячески пытается избежать редукционизма ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С.А.Шульц Историческая поэтика и герменевтика «Диалог.Карнавал.Хронотоп»,2000, №34 М.М.Бахтин в контексте русской культуры ХХ в. 66 67 последующей формы к предыдущей, что порой выливается, как кажется, в другую крайность в утверждение слишком строгих и как бы непроницаемых границ между отдельными (по-разному друг от друга отстоящими) звеньями литературного процесса. Правда, на взаимоотношения неомифологических текстов XX века и классических форм мифа и ритуала это ограничение Мелетинский по понятным причинам не распространяет. В «О литературных архетипах» того же автора задана несколько более динамичная и свободная картина исторической поэтики: выявлены константные повторяющиеся сюжетные и образные схемы. Существенным моментом стратегии Е.М.Мелетинского является также использование отдельных принципов сравнитель но-исторической школы (вслед за А.Н.Веселовским): ведь он привлекает не только относительно однородный материал европейских литератур, но и литератур Востока. Компаративистский элемент методологии Е.М.Мелетинского, в той мере, в какой он реализован, подразумевает не только выстраивание определённой линии жанрово-литературной эволюции, но проведение чистых аналогий (например, в третьей главе «Поэтики мифа» и отчасти во «Введнии в историческую поэтику…»). Весомую роль в работах Мелетинского играет социологичес кий фактор: учёт особенностей той или иной общественно-эконо мической формации, повлиявшей на становление определённых художественных форм. Это означает не что иное, как тот самый «синтез философского мировоззрения с конкретностью и объективностью исторического изучения», о котором говорилось в работе Бахтина-Медведева 1928 года в данном случае в основу положена марксистская философия. Д.С.Лихачёв сочетает методологическую беспристрастность Веселовского с живым анализом «философии» того или иного художественного стиля и жанра, с историко-герменевтическими экскурсами из области древнерусской словесности в более поздние литературные эпохи (отступления о Гончарове, Достоевском, Салтыкове-Щедрине в «Поэтике древнерусской литературы»). Его работа «Смех как мировоззрение» прямо сориентиро вана на Бахтина (но избегает раскрытия собственной философии Лихачёва). Идеи соединения исторической поэтики и герменевтики в
наибольшей мере нашли сочувствие у таких авторов, как
С.С.Аверинцев и А.В.Михайлов. Интересно, что А.В.Михайлов как
гер Посмертно опубликованная статья А.В.Михайлова «Современ ная историческая поэтика и научно-философское наследие Густава Густавовича Шпета» (см. названный выше сборник автора «Обратный перевод») показывает, что для него очень важен учёт и отечественной философско-герменевтической традиции в чистом виде, традиции, в силу ряда причин только открываемой нами (впрочем, также в той или иной мере связанной с германской, хотя в данной работе исследователь подчёркивает моменты отличия русской традиции герменевтики от последней) 18. В работах С.С.Аверинцева важное место занимает момент метаисторического соотнесения изучаемых памятников античности и средневековья с общим контекстом европейской культуры, в том числе с сегодняшним духовным горизонтом. Аверинцев не «объясняет» значение того или иного памятника, но пытается раскрыть его духовный смысл в системе целого. Критика им отдельных идей Бахтина19 построена на чётко декларированном христианском мировоззрении (эксплицированном и в других работах), что не только не означает какого-то «сужения» горизонта исследования, но задаёт его глубинную основу, очерчивает специфические рамки. Многообещающее понятие «историческая эстетика» предложено В.И.Тюпой (термин создан по аналогии с «исторической поэтикой») Оба термина являются коррелирующими: без постижения исторически изменчивых форм идеи искусства (в герменевтическом измерении) мы не постигнем и эволюции содержатель ных форм искусства 20. Успешным развитием бахтинских идей выглядит различение генетической и ретроспективной версий исторической поэтики, предложенное в сборнике «Историческая поэтика: итоги и перспективы» 21. Если первая основана на движении от прошлого к ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С.А.Шульц Историческая поэтика и герменевтика «Диалог.Карнавал.Хронотоп»,2000, №34 М.М.Бахтин в контексте русской культуры ХХ в. 68 69 настоящему и будущему, то вторая на обратном, от настоящего к прошлому; разумеется, ракурс видения в каждом случае свой, и обнаруживаемые соответствия и связи получают специфические оттенки.
1 В многочисленных трудах Веселовского наблюдаются частые отклонения от его линейного замысла исторической поэтики: он активно работает с частными и оторванными от системы целого литературными явлениями. 2 Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. 2-е изд.. СПб., 1994, с.261. 3 Там же, с.262. Критика (кое в чём не вполне убедитель ная) метода Иванова содержится в содержательной работе: Брагинская Н.В. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988, с.299317. 4 Вспоминается удачное выражение классика философии XX века о «новом модусе научности, где находят своё место все мыслимые вопросы о бытии, о нормах, о так называемой экзистенции» (Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994, с.126. 5 Иванов В.И. Дионис и прадионисийство…, с.261. 6 Эта связь неоднократно подчеркивалась: Szilard L. Карнавальное сознание, карнавализация // «Russian Literature», 1985, № XVIII; Мальчукова Т.Г. Наследие М.М.Бахтина и изучение античной литературы // М.М.Бахтин: проблемы научного наследия. Саранск, 1992, с.56 и в др. работах. Констатация этого факта, разумеется, не означает отсутствия определённого воздействия также и А.Н.Веселовского. 7 Попытки задним числом сблизить речевую
теорию М.М.Бахтина и формалистов предпринимались неднократно,
начиная от Ю.Кристевой и до Вяч.Вс.Иванова; они вызывают
сомнения, равно как и
желание свести две стороны конкретно
на территории исторической поэтики (с целью «реабилитации»
формалистов, но нуждаются ли они в этом?):
Шайтанов И.О.
Бахтин и формалисты в пространстве исторической поэтики
// М.М.Бахтин и перспективы гуманитарных наук. Витебск,
1993, с.1621. В качестве доказательства автор говорит о «словесном
Констатация же И.О.Шайтановым связи формалистической теории с замыслом Веселовского представляется справедливой. 8 Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении. М., 1993, с.11. 9 Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с.371. 10 Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. Т.5. М., 1996, с.377. 11 Хализев В.Е. Историческая поэтика: перспективы разработки // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1990, с.89. В.Е.Хализев, признавая в качестве определяющего проект исторической поэтики в духе Веселовского, в то же время не против привлечения в рамки этого проекта методологии герменевтики. 12 Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. М., 1971, с.257296. 13 См. подробнее: Шульц С.А. М.Фуко и М.Бахтин (к сопоставлению понятий «археология» и «контекст») // XI Международ ная конференция. Логика, методология, философия науки. Вып.IV. М.Обнинск, 1995, с.9092. 14 Эта книга Д.С.Лихачёва содержит в себе в качестве основы его работу «Поэтика древнерусской литературы» (1-е изд. Л., 1967); весьма значимо, что автор модернизировал заглавие в направлении большего прояснения своих методологических принципов. 15 Бочаров С.Г. Предисловие. Огненный меч на границах культур // Михайлов А.В. Обратный перевод. М., 2000, с.1112. 16 Среди исключений следует назвать прежде всего выдающиеся труды Д.С.Лихачёва, раздел «Переход от Гоголя к Достоевскому» из книги С.Г.Бочарова «О художественных мирах» (2-е изд. М., 1985), а из недавних исследований книги С.Н.Бройтмана «Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура» (М., 1997) и М.Н.Липовецкого «Русский постмодернизм. Очерки историчес кой поэтики» (Екатеринбург, 1997). 17 Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в исто ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С.А.Шульц Историческая поэтика и герменевтика 70 «Диалог.Карнавал.Хронотоп»,2000, №34 М.М.Бахтин в контексте русской культуры ХХ в. рии немецкой культуры. Очерки из истории филологической науки. М., 1989, с.44. 18 К сожалению, до сих пор не опубликован капитальный труд А.В.Михайлова «Методы и стили литературы». 19 Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // Бахтин как философ. М., 1992; Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе. Сборник в честь 75-летия Е.М.Мелетинского. М., 1993. 20 Тюпа В.И. В поисках исторической эстетики // М.М.Бахтин: проблемы научного наследия…, с.3445. 21 От редколлегии // Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. М., 1986, с.7.
Ростов-на-Дону
|
Главный редактор: Николай Паньков
В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана |
|