Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина

ISSN 0136-0132   






Диалог. Карнавал. Хронотоп








Диалог. Карнавал. Хронотоп.19981

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1
66   67
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 1

АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ

К 120-летию со дня рождения К.С.Малевича

Лисов А.Г., Трусова Е.Г.

На пути к созданию «Нового завета мира»

(Тезисы двух непопулярных лекций
Казимира Малевича)

О взаимоотношениях М.М.Бахтина с одним из лидеров русского художественного авангарда, основателем супрематизма, К.С.Малевичем журнал «Диалог. Карнавал. Хронотоп» уже писал1. А.С.Шатских, автор статьи о контактах Бахтина и Малевича, в ряде публикаций основательно разработала витебский период жизни и творчества великого художника и теоретика искусства 2. И все же каждая новая интересная архивная находка заставляет возвращаться к теме, углубляет понимание времени, претендующего на название не только «эпохи Бахтина», но и «эпохи Малевича», способствует переосмыслению уже известных фактов. Сегодня мы хотим представить читателю тезисы двух публичных лекций К.С.Малевича, прочитанных в Витебске.

Время общения Бахтина и Малевича совпало с переходом художника в теоретическом освоении мира от проблем концептуально-творческого начала к проблемам мировоззренческим. Переход этот К.С.Малевич сам объяснил всей эволюцией супрематизма, который «пришел к беспредметности для того, чтобы построить новый духовный и утилитарный мир». Для изложения концепции построения этого мира, как считал художник, следует создать фундаментальный философский труд. «И нужно было бы его создать, потому что в нем содержится развитие Нового заве
та мира», — писал он в письме из Витебска московскому искусствоведу и коллекционеру П.Д.Эттингеру, посылая 3 апреля 1920 года несколько экземпляров только что изданной своей книги «О новых системах в искусстве» 3. Этот «Новый завет мира» и должен был явиться оригинальным миропониманием. Необходимость этого миропонимания осознавалась, как видно, уже в апреле 1920 года, через несколько месяцев после приезда художника в Витебск, в скором времени после образования при высшем народном художественном училище, основанном М.Шагалом, творческой группы УНОВИС, лидером которой стал Малевич. На протяжении всего витебского периода эта идея осмысливалась и была реализована в двух больших рукописях, одна из которых («Супрематизм как беспредметность, или Живописная сущность») закончена в марте 1921 года, другая («Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой») имеет дату завершения — 19 февраля 1922 года.

В философских поисках К.Малевича определяющим признается идейное влияние М.О.Гершензона, его вышедшей в 1918 году книги «Тройственный образ совершенства» 4. Показательны личные контакты с философом, продолжительной была и переписка, которую Малевич не прерывал, будучи в Витебске.

Пути эволюции взглядов Гершензона и Малевича кажутся непохожими. Труды первого лежат в русле духовно-нравственных исканий русской интеллигенции, важным пунктом развития которых явился сборник «Вехи», в издании которого М.О.Гершензон принял участие. Малевич идет к осмыслению действительности через идею абсолютного революционного обновления. И все же концепции мыслителей приходят в соприкосновение в сфере поиска идеала, совершенства.

Как справедливо отметил Н.А.Бердяев, революция в России, которая обрела коммунистические черты, потребовала новой религии. В ней коммунизм «сам хочет быть религией» 5, поэтому разными путями мыслитель и художник-философ приходят к идее абсолюта-бога, кумира, который понимается по-разному. В главных философских сочинениях Малевича, созданных в Витебске, означенных нами, путь эволюции живописных систем рассматри вается как стремление к богу-совершенству.

В сфере художественно-эстетической таким кумиром стало понятие «красоты». Сама идея панэстетизма не нова и проходит красной нитью через концепции многих художественных направ



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ   Лисов А.Г., Трусова Е.Г
На пути к созданию "Нового завета мира"

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1
68   69
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 1

лений конца XIX — начала XX вв. И у Малевича она становится венцом его миропонимания.

Работа над главными философскими трудами заняла у художника вторую половину 1920-го — начало 1922-го гг., т.е. большую часть времени его пребывания в Витебске. Окрыленный повышенным интересом к его идеям, успешными попытками издать ранее написанное, Малевич предпринял усилия к опубликованию своей   книги «Супрематизм как беспредметность, или Живописная сущность» в начале 1922 года. Работа над рукописью к тому времени была уже закончена.

В протоколе заседания президиума губернского профсоюза работников просвещения и искусства от 31 января 1922 года сохранилась запись, свидетельствующая о том, что слушался вопрос «об издании труда члена Союза К.С.Малевича "О живописной сущности" в ознаименование его 25-летней художественно-науч ной деятельности» и принято решение: «Признать желательным издать труд Малевича…» 6. Осуществить это постановление не удалось из-за недостатка средств и бумаги. Думается, не последнюю роль в этом вопросе сыграли весьма сложные отношения с местными властями. Рукопись так и осталась в числе не изданных при жизни художника работ.

В это самое время Малевич заканчивал работу над другим своим философским сочинением «Супрематизм. Мир как беспредметность», часть из которого удалось все-таки издать в Витебске под названием «Бог не скинут: искусство, церковь, фабрика» 7. Книга явилась последним витебским изданием художника и единственным увидевшим свет при жизни его философским трудом.

Весной 1922 года, когда обе работы были уже завершены и попытки осуществить их издание казались все более и более безнадежными, Казимир Северинович, как бывало не раз, проверял и перепроверял убедительность своих аргументаций на слушателях. Первыми слушателями становились, как правило, члены группы УНОВИС, ученики мастерской в художественном училище.

Витебский период в жизни и творчестве Малевича знаменателен не только обращением к теоретическому осмыслению мира, занятие которым почти полностью вытеснило живопись, но и явилось временем активной пропаганды своих идей. В Витебске Мастер постоянно выступал с лекциями.

Надо сказать, что в это же время в городе работали многие столичные деятели культуры, которые нередко выступали с пуб
личными лекциями, особенно часто — П.Н.Медведев, Л.В.Пумпянский, С.О.Грузенберг, В.А.Вейгер-Редемейстер и, наконец, М.М.Бахтин. Тематика лекций была самой широкой: философская, историко-культурная. Витебляне имели возможность обратиться к новейшим проблемам литературы, музыки, изобразитель ного искусства, принять участие в диспутах и дискуссиях. Все названные выше ученые были профессиональными лекторами, т.к. преподавали в учебных заведениях города. Малевич, в отличие от них, в своей преподавательской деятельности мог бы обойтись и без чтения лекций, но считал пропаганду своих идей важнейшим делом. Прирожденный лидер, он обладал даром слова и по силе аргументации, воздействия на слушателя он едва ли уступал маститым ораторам, а по способности увлечь — превосходил многих.

Аудитория, для которой читал свои лекции Малевич, к восприятию его идей была зачастую совсем неподготовленной, если не сказать случайной. Интересен документ Государственного архива Витебской области — разнарядка билетов на лекцию Малевича 2 июля 1921 года по теме «О футуризме» 8. Она дает представление о составе слушателей. Разверстка делалась по профсоюзным организациям города, среди представителей медицинских учреждений, швейной промышленности, работников государственного аппарата, культработников. Столь разнообразная аудитория не смущала Казимира Севериновича, и он умел найти в ней своего слушателя. К тому же он считал, что новое пролетарское искусство должно вдохновлять каждого, кто стремится к новой жизни.

1 апреля 1922 года В.М.Ермолаева, ответственный секретарь УНОВИСа, от имени объединения обратилась в губполитпросвет с просьбой разрешить публичную лекцию профессора художественно-практического института 9 К.С.Малевича на тему «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» 6 апреля, в четверг, в Латышском клубе «Коммунист» 10. На документе — разрешающая резолюция, но поскольку УНОВИС о разрешении уведомлен вовремя, как видно, не был, то 6 апреля Ермолаева вновь обратилась в губполитпросвет: на этот раз с просьбой прислать резолюцию на предыдущий запрос11. В документах Государственного архива Витебской области имеется эскиз афиши лекции, назначенной на 9 апреля, и тезисы лекции, написанные рукою самого художника 12. Предлагая вниманию читателей этот любопытный до



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ   Лисов А.Г., Трусова Е.Г
На пути к созданию "Нового завета мира"

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1
70   71
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 1

кумент, автограф, принадлежащий одному из крупнейших мастеров русского авангарда, мы надеемся на то, что он будет интересен для последующего текстологического анализа наследия Мастера. Мы попытались соотнести его текст с изданием книги «Бог не скинут», указав на полях номера соответствующих параграфов текста книги. Это поможет выявить внутренние логические связи текста. (См. приложение I)13.

Как видно из автографа-документа, последовательность изложения материала, характерная для издания, в целом сохранена, хотя частично отдельные его узлы перестроены. Тезисы лекции не одинаково подробно раскрывают основные положения книги: одни сформулированы в коротком предложении, другие воспроизводят целые фрагменты текста. И книга, и лекция никак не были рассчитаны на легкое восприятие заложенных в них идей, поэтому вполне понятно опасение автора на этот счет, который к заглавию тезисов делает приписку — «непопулярно».

Общепризнано, что произведения Малевича, в т.ч. философские, трудны для восприятия. Объясняется это сложившейся своеобразной манерой изложения, которой характерно отсутствие опоры на «университетскую ученость», глубокая самобытность. Лаконичность, почти что лозунговость — еще одна характерная их особенность. В первые годы революции на манеру Малевича повлияла коммунистическая фразеология, тексты эти отличаются броской фразой, отразившей митинговые страсти эпохи.

Образчики новой революционной фразеологии появляются уже в тех работах Малевича, которые написаны после февраля 1917 года. Мастер был вдохновлен идеей великого переустройст ва. В «Листовке художественной секции культурно-просветитель ного отдела Московского совета солдатских депутатов», текст которой написан в августе-октябре 1917 года14, он призывает к созданию «Народной Академии Искусств в Москве», здесь же брошен клич всем мастерам искусств «принести свое искусство для искусства».

Еще более призывны его статьи в газете «Анархия» за 1918 год, в которых слово «революция» встречается все чаще. Эта революция понимается не только как социальное явление, но и как поворотный пункт в истории эстетических воззрений.

Малевич, пользуясь его терминологией, объявляет войну «жрецам буржуазного вкуса», «гонителям революционного творчества», «контрреволюции в искусстве», «буржуазности в искусстве» 15.

Отзвуки революционной фразеологии ощущаются и в работах витебского периода. Примером может служить изданная в 1921 году в Смоленске брошюра «К вопросу изобразительного искусства» 16. В ее основе лежит текст прочитанной 21 октября 1920 года в Смоленске публичной лекции Малевича. Книга показывает, каким важным оказывается живое слово в работе художника-мыслителя. В ней же — еще не пошатнувшаяся надежда на то, что можно убедить власть предержащих в своей правоте, найти понимание.

Смоленская брошюра Малевича имеет эпиграф: «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях», завершается ее текст призывами-лозунгами к новаторам искусств, где густо замешана иллюзия-вера в «новых красных вождей современной жизни» и надежда на утверждение «красного творчества искусств нового».

Для борьбы за идеи супрематизма создан был УНОВИС (объединение «Утвердители нового искусства»), новая партия нового искусства, сплоченная единой доктриной. Поездка в Смоленск была направлена на создание там отделения УНОВИСа.

Спустя две недели после лекции «Бог не скинут», 22 апреля, В.М.Ермолаева вновь обратилась в губполитпросвет с просьбой разрешить публичную лекцию Малевича под названием «Живописные доказательства», другой вариант названия лекции запечатлен на сохранившейся афише лекции17 — «Новое доказательство в искусстве». В заявлении Веры Михайловны изложены, написанные ее ру

Афиша лекции К.С.Малевича «Новое доказательство в искусстве» в Латышском клубе г.Витебска. ГАВО.
АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ   Лисов А.Г., Трусова Е.Г
На пути к созданию "Нового завета мира"

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1
72   73
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 1

кой тезисы лекции художника, которые имеют предельно сжатую, краткую форму (см. приложение II). На заявлении — разрешитель ная резолюция и дата: 11 мая 1922 г.

Публикуемые тезисы связаны с последними публичными выступлениями К.С.Малевича в Витебске. В конце мая — начале июня 1922 г. художник вместе с группой своих приверженцев, педагогов и учащихся, навсегда покинул город. Причин тому несколько: наметившийся кризис художественной школы, катастрофическое материальное положение Витебского художественно-практического института, идейные нападки на мастера со стороны местных властей. Он не потерял главного — веры в правоту своего дела, в значимость идей, которые (он был уверен в этом всегда) будут когда-нибудь поняты.

Хочется надеяться, что публикация тезисов выступлений Казимира Малевича будет интересна для исследователей, работающих с его текстами. Это может быть актуально и потому, что в московском издательстве «Гилея» подготовлен и ждет издания очередной том собрания сочинений хдожника-мыслителя, в состав которого входят неизвестные русскоязычному читателю философские рукописи.

Приложение I

Церковь[,] искусство[,] фабрика[.]

«Бог не скинут» (непопулярно)

Философский критический опыт

Тезисы:

1) Неограниченность ритма[:] ритм музыки, ритм машины

2) Ритм к[а]к возбуждение. Жизнь — три состояния возбуждения, мысль, реальное, натуральное

3) достигнуть совершенства — передать действительность своего возбуждения

4) форма к[а]к условность. Возбуждение — космическое пламя

5) Человек равен вселенной, в нем помещается все[,] что в ней[;] все проэкты совершенства существуют в нем

6) то[,] что называем действительностью — бесконечность[,] не имеющая ни веса, ни меры, ни времени.

7) Человек[,] находясь в ядре вселеннаго возбуждения[,] чувствует себя перед тайной совершенств, узнать же ее он может[,]


2

1, 3

4

4, 5

9

7

13



Вид угла Замковой и Пушкинской улиц с гостиницей Кушнер-Хайкина (угловое здание справа).
На фрагменте с дореволюционной открытки Витебска в центре изображение гостиницы Кушнер-Хайкина, которая была расположена на пересечении Замковой и Пушкинской улиц (ул. Пушкинская,2). С 1918 года в ней размещался Латышский клуб, где неоднократно выступал с лекциями К.С.Малевич.
АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ   Лисов А.Г., Трусова Е.Г
На пути к созданию "Нового завета мира"

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1
74   75
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 1


13

16, 17

14

15

16

17

20

23, 24,

25

32

творя совершеннейшие орудия познания [—] так говорит логика общежития. Все явное в природе мощью своего совершенства говорит ему, что вселенная к[а]к совершенство [—] Бог. Постижение Бога или постижение вселенной к[а]к совершенства стало его первенствующей задачей. Без этого познания мудрости природы человек не может сделать никакого совершенства, след[овательно,] путь его жизни — путь постройки совершенств.

8) признав во вселенной совершенство — человек признал Бога и тем самым признал то в природе[,] что она не мыслит, мыслит только он, ибо Бог[,] к[а]к абсолют совершенства природы не может больше мыслить. Таким признанием человек выделил себя в мыслящее существо и вывел себя из совершенства Божескаго и опять стремится через путь своих совершенных предметов воплотиться в совершенство абсолютнаго немыслящаго действия.

9) Через все свои производства он находится в надежде достигнуть бога или совершенства, в котором он уже не к[а]к человек будет действовать, но к[а]к Бог.

10) Человечество через свои усилия выделяет из своей среды мысль, которую возводит на трон правления[.] Такая мысль истины [—] только искра того[,] что должно достигнуть человечество в будущем к[а]к целостное единство[,] поэтому каждый стремится воплотиться во вселенскую мысль к[а]к чистую мысль, чтобы стать в троне чистой мысли к[а]к абсолютном совершенстве. Итак[,] к абсолютной мысли движется человечество через свои производства.

11) Легенда о сотворении мира.

12) 4 предложение о всех родов производства[.] Сущность техники

13) Техникум религиозный и техникум гражданский[,] фабричный.

14) Возникновение двух движений жизни духовнаго и материальнаго. Ложность предполагаемаго сцепления двух начал. Существование одного начала, рас[с]матриваемаго через два плана.

15) Благо Религии заключается в достижении небеснаго царства, в кот[орое] человек войдет[,] освобожденный от всех недугов и воссядет в покое[.] Фабрика думает достигнуть через труд освобождения от труда, след. покоя. Оба стремятся к покою или Богу к[а]к немыслящему состоянию.

16) Бог[,] войдя в седьмой день творения[,] вошел в полный



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ   Лисов А.Г., Трусова Е.Г
На пути к созданию "Нового завета мира"

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1
76   77
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 1


31

вые реальные представления.

3. К[а]к были встречены изобретатели нового реали[з]ма и дальнейшая судьба их изобретений, к[а]к технических совершенств.

4. Роль просвещения и грех человеческого общест[ва.]

5. Совершенство человека не в технике, а то что чере[з] технич[еские] средства постигнуто человеком.

6. Мир жизни держится людьми, кот[орые] несут новые реальности.

7. Художники новых идей. Отношение к ним общества и критики.

8. Живописное явление кубизма и художник. Астр[о]ном и небесная туманность.

9. Живописная туманность кубизма.

10. Живописное и астрономическое пространство

11. Живописное искусство использовано подобно природе.

12. Три типа художников [-] живописцев.

13. Живопись, к[а]к познание в себе мира, к[а]к самостоятельная философия.

14. Контраст. Элементы, сложение их.

15. Живописная безпредметная организаци[я]

Единство действия в кубистич[еской] живописи.

16. Живопись импрессионизма. 4 стадии кубизма

Живой материал. Инженер и живописец.

Распределение жив[описного] веса в пространстве

17. Четвертое измерение к[а]к время и движени[е]

18. Построенное живоп[исное] произведение кубист[…] выявило все моменты движения и превратилось в статичность.

19. Кубизм к[а]к новое доказательство в мире творчеств

Лекция состоится в Латышском клубе. Билеты и афиша прилагаются

Отв. секр. Уновиса В.Ермолаева

22 апр[еля] 1922 г.18

Государственный архив Витебской области,

ф.1319, оп.1, д.7, т.2, л.18

Витебск

1 Шатских А. Событие встречи. Бахтин и Малевич // «Диалог. Карнавал. Хронотоп», 1995, №3, с.16—33.

Факсимиле рукописи-тезисов лекции К.С.Малевича «Бог не скинут». ГАВО.

покой, ибо построил в совершенстве мир. Седьмой день для Бога был отдыхом, а для человека вышкою[,] с которой видны все его ошибки, в этом и разница между ними.

17) Есть ли разницы в положениях церкви[,] искусства и фабрики.

Государственный архив Витебской области,

ф.1319, оп.1, д.7, т.1, л.128, 128 об.

Приложение II

Заявление в Губполитпросвет

от об'единения Уновис,

Витебск, Бухаринская 10

Об'единение Уновис просит разрешить лекци[ю] проф. К.С.Малевича под названием «Живописные доказательства», имеющую быть в ближайшие дни.

Тезисы следуют:

1. Границы Мира животного и мира Человеческого.

2. Человек обладает способностью раскрывать в мире но



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ   Лисов А.Г., Трусова Е.Г
На пути к созданию "Нового завета мира"

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1
78   79
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 1




Факсимиле заявления В.М.Ермолаевой с тезисами лекции К.С.Малевича «Живописные доказательства». Автограф. ГАВО.

2 Шатских А. К.Малевич в Витебске // «Искусство», 1988, №11, с.38-43; она же. Философский архитектон Малевича // М., «De Visu», 1993, №11, с.39-45; она же. Шагал и Малевич в Витебске. К истории взаимоотношений // Бюллетень Международ ной ассоциации художественных критиков АИКАРК. М., 1989, с.7—10; она же. Теоретическое и литературное наследие Казимира Малевича // Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М.: «Искусство», 1993, с.179—190; она же. Казимир Малевич. М.: «Слово», 1996.

3 Архив Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, ф.29, оп.X, д.1288. Оригинал письма на польском языке. Опубликовано: Шатских А.С. Малевич в Витебске // «Искусство», 1988, №11, с.40. Цитата приводится в переводе публикатора.

4 Шатских А.С. Философский архитектон Малевича // М., «De Visu», 1993, №11; она же. Событие встречи. Бахтин и Малевич // «Диалог. Карнавал. Хронотоп», 1995, №3, с.16—33.

5 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: «Наука», 1990, с.129.

6 Государственный архив Витебской области (далее: ГАВО), ф.59, оп.1, д.62, л.17.

7 См. об этом: Шатских А.С. Философский архитектон



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ   Лисов А.Г., Трусова Е.Г
На пути к созданию "Нового завета мира"

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1
80  
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 1

Малевича…

8 ГАВО, ф.41, оп.1, д.139, л.61.

9 В 1922 г. высшее народное художественное училище называлось художественно-практическим институтом.

10 ГАВО, ф.1319, оп.1, д.7, т.1, л.126. В документах — разные варианты названия лекции, которые отличаются порядком следования слов: искусство, церковь, фабрика.

11 Там же, л.125.

12 Эскиз афиши лекции см. там же — л.127; тезисы лекции — л.128.

13 При публикации сохранена орфография оригинала, вставки, в т.ч. и пунктуационные, заключены в квадратные скобки. Отсылки к соответствующим параграфам текста книги «Бог не скинут» сделаны на полях с указанием номера параграфа по изданию: Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. М.: «Гилея», 1995 (Далее: Малевич. Собр. соч.), с.236—265.

14 Малевич. Собр. соч., с.59.

15 Там же, с.61, 62, 67, 76.

16 Там же, с.208—222.

17 Заявление В.Ермолаевой от 22 апреля 1922 г. см.: ГАВО, ф.1319, оп.1, д.7, т.2, л.18; афиша лекции — л.19.

18 Документ заверен печатью УНОВИСа с изображением черного квадрата. На заявлении с тезисами лекции надписана резолюция: «Разрешить. Ю.Гольданская. 4/5-22 г. Выдать разрешение за №109. Секр[етарь … неразборчиво подпись]. II/V-22 [г.]».

The article publishes the synopses of two lectures by Kazimir Malevich, which he read in Vitebsk at the beginning of the 1920s (both texts were found in the Vitebsk State Archives). They reflect a very important stage in the artist-thinker's work on two major philosophical compositions, «Suprematism as Abstractness, or the Essence of Visual Art» (1921) and «Suprematism. The World as Abstractness, or Eternal Peace» (1922), both created during the Vitebsk period of his life.  Part of the second work was published in Vitebsk under the title «God has not been abandoned». The article comments on the significance of this presentation for the propagation of the artist's ideas, and also on the influence of revolutionary phraseology on his lecture and on the printed texts of this period.
   


АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ   Лисов А.Г., Трусова Е.Г
На пути к созданию "Нового завета мира"

 




Главный редактор: Николай Паньков
Оцифровка: Борис Орехов

В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана



Филологическая модель мира