Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина

ISSN 0136-0132   






Диалог. Карнавал. Хронотоп








Диалог. Карнавал. Хронотоп.19963

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1996, № 3
  191
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1996, № 3

Ю.М.Каган

Письмо в редакцию

Глубокоуважаемый господин главный редактор!

В первом номере за 1995 год издаваемого Вами журнала (во вступительной статье к публикации стихов Анастасии Ивановны Цветаевой) на стр. 128 Ст.Айдинян, ссылаясь на мои слова, среди прочего писал:

«[…] Ю.М.Каган рассказывала, что в таких замыкающих руки христианских мистических молитвах участвовал и ее отец М.И.Каган (1889—1937), философ и друг Бахтина и Б.Зубакина. Философы круга скованы были "гносисом" высокого познания, обретавшего тем еще большую мистико-этическую основу…»

Полагаю, что весь этот текст порожден каким-то недоразумением. Помещенная в разделе «Поверх (научных) барьеров» публикация Ст.Айдиняна если не претендует на научность, то и не предупреждает о недостоверности. «Диалог. Карнавал. Хронотоп», — судя по словам на обложке и на титульном листе — это «журнал научных разысканий», — и — так как здесь упомянуто мое имя — мне кажется, что я должна сделать некоторое разъяснение.

Со слов А.И.Цветаевой мне известно лишь об одном случае, когда она и мой отец молились вдвоем, взявшись за руки. Это было в 1936 году у гроба В.Н.Волошинова. Третьей в этой совместной молитве была икона, которой они касались. Анастасия Ивановна рассказывала об этом моей матери и мне, особенно отмечая, что мой отец молился по-еврейски. Ни о каком «гносисе высокого познания» и «мистико-этической основе» Анастасия Ивановна не говорила.

Насколько я знаю, при всей своей религиозности мистикой мой отец увлечен не был. Об этом свидетельствуют его труды, которые всю жизнь сохраняла моя мать. Сейчас эти труды философа-неокантианца, последователя марбургской школы, известной своим логицизмом, со статьей и научными комментариями,



ХРОНИКА. ФАКТЫ. ИНФОРМАЦИЯ   Ю.М.Каган
Письмо в редакцию

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1996, № 3
192  
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1996, № 3

готовит к изданию сотрудник кафедры сравнительного литературоведения Берлинского университета г-н Брайен Пул.

Удивляют в статье Ст.Айдиняна и мелочи, вроде написания с большой буквы слова «шандал» (подсвечник). Не по причине ли мистического почтения? Аббревиатуру «МОГЭС», понятную старым москвичам, Ст.Айдинян истолковывает ошибочно. Так сокращенно называли Государственные электростанции Московского района. Узнать об этом сейчас можно на странице 156 в книге, которую издал в Мюнхене (1954 год) Институт по изучению истории культуры в СССР «Список русских сокращений, применяемых в СССР».

Всего Вам самого доброго!

С уважением

г.Москва



ХРОНИКА. ФАКТЫ. ИНФОРМАЦИЯ   Ю.М.Каган
Письмо в редакцию

 




Главный редактор: Николай Паньков
Оцифровка: Борис Орехов

В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана



Филологическая модель мира