Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина ISSN 0136-0132 |
||
|
|
|
|
Диалог. Карнавал. Хронотоп. → 1997 → 4
Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1997, № 4
164 165 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1997, № 4 Крейг Брандист Впечатления о Восьмой Международной Бахтинской конференции в Калгари Конференция была отлично организованным, очень
представительным и обостряющим мысль событием, на основании
которого можно делать умозаключения о текущей ситуации
в бахтинистике. Было очевидно, что бахтинистика развивается
в нескольких направлениях: начиная с изучения латиноамерикан
ской литературы, и нравственной философии, и кончая
интернетом, и это показывает, что она сохраняет жизненность и
остается продуктивной сферой. Однако мой энтузиазм несколько
умерился из-за недостатка внимания к развитию идей Бахтина в
течение всей его долгой жизни, а также из-за продолжающегося
нежелания рассматривать теории Бахтина с тою же критической
строгостью, с какой он сам рассматривал построения других
теоретиков. Кажется, на этой конференции большинство
участников гораздо заметнее, чем прежде, проявили интерес к
ранним работам Бахтина, но мало кто занялся вопросом об их
различии по тону и расстановке акцентов с написанными в более
позднее время работами. Докладчики концентрировались на
ранней нравственной философии либо на последующих, более
связанных с исторической основой работах, но, по-моему, мало
отдавали себе отчет в том,
что́ изменилось за прошедшие в
промежутке годы. Доклады Грега Нильсена и Брайана Пула о
феноменологических и неокантианских истоках ранних идей
Бахтина представляли ценность благодаря тому, что твердо устанавли
вали интеллектуальный контекст ранних бахтинских работ.
Доклад Галина Тиханова о гегельянских мотивах в книге о
Рабле хорошо иллюстрировал различие ее идейного фона в 1930-е
и 1940-е годы. Подобные проницательные выступления,
впрочем, перемежались с другими докладами, в которых Бахтин по
старинке представал в качестве придумщика значительного
количества философских идей (хотя возникало ощущение, что
подобный подход быстро выходит из моды). Становится все
очевиднее, что оригинальность Бахтина скорее заключается в
новатор Я нашел тревожащим то обстоятельство, что не услышал ни одного доклада, в котором критиковалась бы бахтинская аналитика, вопреки тому, что существует немало таких критичных материалов в напечатанном виде. Многие указывали на засилье романтических представлений и недостаток развитой и установившейся критики в бахтинистике, равно как и вообще на проблематичность результатов анализа Бахтина. Симптоматичным в этом смысле был доклад, в котором предпринималась попытка напрямую соотнести понятия диалогизма и карнавала с обменом информацией по интернету. При этом провозглашалась демократичная и освобождающая сущность последнего, но совсем забывались как цена компьютерного «вооружения», так и организационная среда, в которой действует интернет и в которой услуги посредника являются единственным проявлением демократизма. Таково, несомненно, следствие некритичной увлеченнос ти бахтинской тенденцией формализовать вопросы власти и противодействия. Прикладное по отношению к интернету использование идей Бахтина потенциально подготавливает возможность для критики этой тенденции, но в данном докладе ничего подобного нельзя было отметить. Искусно прочитанный доклад Кэрол Эмерсон о карнавале приуменьшал социально-политиче скую значимость этой теории в пользу моральных и религиозных мотивов и тем самым примыкал к той же проблеме. Однако более опирающиеся на литературу исследования продолжали оказывать себя очень мощно, в том числе яркие доклады о Свифте, Солженицыне, сравнительный разбор понимания Бахтиным и Шлегелем «Дон Кихота». После этой конференции стало ясно, что бахтинистика продвинулась вперед в ряде областей. И все же хотелось бы надеяться, что следующая конференция, в Берлине, продемонстрирует дальнейший отказ от культа «Бахтина», взамен чего возобладает трезвое восприятие этого важного мыслителя.
Перевод с английского Николая Панькова
ХРОНИКА. ФАКТЫ. ИНФОРМАЦИЯ
Крейг Брандист
|
Главный редактор: Николай Паньков
В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана |
|