Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина

ISSN 0136-0132   






Диалог. Карнавал. Хронотоп








Диалог. Карнавал. Хронотоп.20001

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
  53
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

А.Г.Лисов, А.М.Подлипский

«Друг Керенского»

Краткий очерк биографии В.А.Вейгер-Рейдемейстера

Имя Валериана Адольфовича Вейгер-Рейдемейстера (1888—1938) в документах по истории культуры Витебска первых послеоктябрьских лет, времени укрепления пролетарской диктатуры, нередко появляется рядом с очень известными именами художников и актеров, литераторов и музыкантов, собравшихся в эти годы в городе. Находим мы его и в тогдашней периодической печати Витебска. Но если события, связанные с М.Шагалом и К.Малевичем, Н.Малько и К.Григоровичем, М.Пустыниным и М.Бахтиным, вызывают сегодня неизменный интерес, то В.А.Вейгер-Рейдемейстер оказывается фигурой проходной, имя его забыто… А между тем давно пора о нем вспомнить — хотя бы потому, что он сталкивался с М.М.Бахтиным по работе в Витебском институте народного образования, в лекторском бюро губернского отдела народного образования, комиссии по охране памятников старины и искусства, да и вообще был человеком незаурядным.

Валериан Адольфович принадлежал к числу представителей интеллигенции, вышедшей из сословной, привилегированной верхушки общества, которая в значительной степени потерпела от революционного террора. Некоторая ее часть, не пожелавшая покинуть Родину и стремившаяся приспособиться к существующим условиям, одним только существованием своим вызывала раздражение, гнев пролетариата. Судьба ее драматична. Собственно, жизненные коллизии самого Рейдемейстера в этом смысле весьма показательны.

Историческая канва жизни В.А.Вейгер-Рейдемейстера, если проследить ее по документальным материалам, оказывается достаточно насыщенной. Он предстает перед нами как личность общественно-активная и самостоятельно мыслящая, представляю щая собой тип настоящего ученого-интеллектуала, прошедшего классическую школу. В его жизни время от времени просматри ваются некоторые факты, заслуживающие самого пристального внимания. История не однажды ставила его рядом не только с выдающимися деятелями культуры, но и с крупнейшими политиками эпохи. Недостаточно изученная биография В.А.Вейгер-Рейде



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
54   55
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

мейстера делает ее окутанной некоей таинственностью, незнание порождает желание что-то домыслить. Следует сказать, что даже для современников в восприятии личности Рейдемейстера налет таинственности присутствовал, что, по-видимому, сыграло в его судьбе и роковую роль. В жизни этого человека проскальзывают довольно туманные страницы, связанные с заграничной поездкой, участием в деятельности масонских организаций, личными контактами с А.Ф.Керенским и другими деятелями, сыгравшими значительную роль на первых этапах русской революции.

Настоящая статья — первый опыт биографии ученого. Мы пытались построить ее на документальной основе, однако даже на многие из главнейших вопросов, связанных с его биографией, дать ответ пока не удается. Мы надеемся, что статья привлечет внимание к личности человека, забытого незаслуженно.

Валериан Адольфович Вейгер-Рейдемейстер — выходец из известной дворянской семьи обрусевших немцев. Его дед Карл Карлович содержал в Витебске «вольную аптеку», дата основания которой обозначена на «фирменных» рецептах — 1827 год. Как вытекает из материалов первого тома книги А.П.Сапунова «Витебская старина», усадьба Рейдемейстеров существовала в городе уже по крайней мере в конце XVIII века1. Кроме того К.К.Рейдемейс тер состоял штатным экономом тюремного замка (тюрьмы) и одним из 12 членов (директоров) губернского попечительного комитета о тюрьмах (1862)2.

Рецепт аптеки Рейдемейстеров со знаком предприятия

Сын Карла Карловича, Адольф Карлович, пошел по стопам отца, стал магистром фармации (1888). Аптека Рейдемейстеров размещалась в первом этаже трехэтажного кирпичного дома в центре города, в самом начале Задуновской улицы3. Одновременно Адольф Карлович был агентом (представителем) Первого Российского стра
хового от огня общества в Витебске (1890—1895), членом городской санитарной комиссии 4.

На фрагменте дореволюционной открытки — изображение участка Задуновской улицы в Витебске с аптекой Рейдемейстеров

Жена Адольфа Карловича, мать Валериана Адольфовича, происходила из купеческого сословия. Ее фамилия — Андреева. В наследство она получила имение Тересполье в семи верстах от Витебска 5.

Валериан Адольфович Вейгер-Рейдемейстер родился 8 июля 1888 года. Он получил хорошее домашнее воспитание, гимназическое образование, а в 1907 году поступил на историко-филоло гический факультет Петербургского университета. Таким образом, школа, которую прошли Рейдемейстер и Бахтин, была одна. Правда, если верить автобиографической версии Бахтина, он пришел в университет на 7—8 лет позднее. Тем не менее общая школа должна была в Витебске послереволюционного времени сделать



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
56   57
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

ся поводом для более тесных контактов, темой для разговоров и воспоминаний.

Если судить по воспоминаниям Бахтина, его не впечатлили имена, которые оказали наибольшее влияние на Рейдемейстера 6. Собственно, из этих воспоминаний нельзя сделать вывод о том, кто из университетских педагогов на него больше повлиял, он как бы констатирует — тот или иной педагог там (в университете) был.

Валериан Адольфович блестяще закончил университет, где его привязанностью стала методология истории, источниковеде ние. Как он сам отмечал, наибольшее влияние на него оказал профессор А.С.Лаппо-Данилевский 7. О последнем следует сказать особо. Академик, автор множества научных работ по проблемам истории, социологии, права, истории научной мысли, член многих международных академий, институтов, непременный участник всех международных конгрессов историков, он явился создателем собственной научной школы. Идеи этой школы вдохновили гуманитариев широкого круга интересов, поэтому среди учеников и последователей Лаппо-Данилевского можно назвать и востоковеда С.Ф.Ольденбурга, и экономиста А.А.Кауфмана, и философа И.И.Лапшина, и социолога П.А.Сорокина, и экономиста Н.Д.Кондратьева 8.

Своей книгой «Методология истории» 9, работу над которой ученый заканчивал как раз в годы учебы в университете Рейдемейстера, Лаппо-Данилевский создал целостное и системное учение об источниках. В его концепции исторический источник понимается как продукт культуры, «результат целеполагающей деятельности человека, его намеренный продукт» 10. Эта концепция основана на опыте философской герменевтики и, в сущности, диалогична. В основе понимания исторического прошлого лежит диалог сознания исследователя с сознанием людей минувших эпох, создавших источник. Диалог начинается с понимания «другого». «Основополагающей для данной парадигмы является принципиальная идея признания чужой одушевленности, духовное общение и взаимодействие субъекта познания (историка) с его объектом (одушевленным объектом, а следовательно, также и субъектом)» 11.

Идеи Лаппо-Данилевского удивительно созвучны более поздним идеям М.М.Бахтина, утверждавшего, что подлинная сущность всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов. Интересно, что сам Бахтин об ученом в связи с университет скими годами ничего не говорил. Правда, в это время, накануне
революции 1917 года, Лаппо-Данилевский все больше стал отходить от преподавательской деятельности и занимался, главным образом, большими научными программами.

Возвращаясь к Валериану Адольфовичу Вейгер-Рейдемей стеру, следует сказать, что именно по инициативе автора «Методологии истории» выпускник университета с дипломом I степени был оставлен на кафедре русской истории для подготовки к магистерскому званию12.

Годы учебы в университете (1907—1912) совпали с началом активной общественной деятельности. Рейдемейстер начинал сотрудничать с Лигой народного образования и читал лекции в Народном университете. Научные интересы привели его в Русское археологическое общество.

Относительно политической работы во всех автобиографиях послереволюционного времени (до тех пор, пока это не стало опасно) Рейдемейстер стремился подчеркнуть, что начал участвовать в революционном движении чрезвычайно рано, как он отмечал, с 1904 года13. Это означает, что еще до приезда в Петербург. О времени же, связанном с учебой, он сообщает, что был членом организационного бюро партии социалистов-революционеров в Петербургском университете. Вероятно, именно эта работа сблизила его уже тогда с видными деятелями эсэровского движения, принявшими позднее активное участие в революции 1917 года и, в частности, с А.Ф.Керенским. В это же время он обратил внимание на популярные в просвещенной университетской среде идеи масонства.

Подготовку к профессорскому званию Рейдемейстер совмещал с педагогической деятельностью. Он преподавал историю и латинский язык в частной гимназии Иозефовича, зарабатывал рецензиями в журналах «Русское богатство» и «Заветы», выступал в эсэровских газетах.

Противоречивы сведения о заграничной поездке 1913 года. В одной из анкет ученый сообщает, что отказался от министерской командировки за границу14 . По другим же источникам, именно в 1913 году он отправился в Брюссель для обучения на факультете социологии Нового университета. Школа Лаппо-Дани левского способствовала формированию широких интересов, культурологического подхода к исторической проблематике. Если факт отказа от командировки Министерства народного просвещения имел место, то, возможно, молодого ученого не устраивал предлагавшийся для этого научный центр.


АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
58   59
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

Зарубежная поездка была прервана началом Первой мировой войны. После возвращения на родину Рейдемейстер экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета в Казанском университете и приехал в Витебск. Однако спокойная жизнь в провинции его уже не устраивала. Преподавательская деятельность в Витебском коммерческом училище совмещалась с частыми поездками в Петербург и Москву. Он продолжал читать лекции в Петроградском народном университете, но важнейшей стороной его общественной работы явилось участие в качестве правозащит ника в политических процессах, которые проходили в военных судах Петрограда и Москвы, Киева и Риги, Минска, Двинска, Витебска. В это же время он вел большую работу как член партии эсэров, будучи членом Совета Северо-Западного областного комитета, а накануне революции и председателем Витебского губернского комитета партии. Правозащитная деятельность и партийная работа вновь сблизили его с А.Ф.Керенским, который в эти годы совершал длительные поездки по провинции и участвовал в качестве защитника в политических процессах.

А.Ф.Керенский позднее писал: «В своих поездках в качестве защитника на политических процессах я никогда не ограничивался профессиональными делами, а всегда стремился почувствовать настроение людей и установить контакты с местными представителями различных либеральных и демократических группировок» 15. Неслучайно эти строки в мемуарах написаны вместе с рассуждениями о деятельности в масонских ложах. Неслучайно и упоминание Н.Берберовой о пребывании Керенского в 1915 году в Витебске в связи с участием в заседании местной ложи16. Этот приезд явился первым моментом близкого общения Рейдемейстера с будущим председателем Временного правительства. Н.Берберова путано описывает события, называет немногие имена, но утверждает, что в заседании ложи, в частности, принимал участие и Марк Шагал17.

Все, что сказано о масонах, окутано дымкой таинственнос ти. В России они сохранили черты европейской организации. Однако в русском масонстве при сохранении атрибутики следует отметить важнейшую особенность: его надпартийность, отказ от узко политических программ. В этой связи есть смысл вновь обратиться к мемуарам А.Ф.Керенского, который писал: «Такой внепартийный подход позволил достичь замечательных результатов, наиболее важный из которых — создание программы будущей
демократии в России, которая в значительной мере была воплощена в жизнь Временным правительством (…), насущные нужды нашей страны обсуждались на съездах масонов людьми, которые вовсе не пытались навязать друг другу свои политические программы, а руководствовались лишь своей совестью и стремлени ем найти наилучшее решение» 18.

Именно такие идеи привлекали к масонству широкие слои образованного демократического общества. В Витебске реализация идеи масонства выразилась не только в деятельности ложи, но и в увлечении атрибутикой масонов, формировании местной частной коллекции масонских знаков, собирателем которой явился еще один участник ложи В.П.Федорович. Часть этой коллекции дошла до наших дней и хранится в фондах Витебского областного краеведческого музея.

Годы после возвращения из-за границы были отданы науке. Магистерская диссертация В.А.Вейгер-Рейдемейстера была посвящена социологическим взглядам Лестора Уорда. Результаты ее опубликованы уже в послереволюционное время во втором выпуске «Ученых записок Орловского университета». Научная концепция Л.Ф.Уорда была мало известна в России. Показательно, что в полном собрании сочинений В.И.Ленина этот известный социолог конца XIX — начала XX веков не упоминается ни разу. В то же время идеи Уорда в Европе воспринимались с интересом. Основоположник теории психологического эволюционизма в США, «отец» американской социологии, он выступал с идеями социократического толка, считая, что социальных реформ можно добиться не путем государственного социализма, а через коллективный разум общества, направляемый социальными науками. Уорд критиковал марксизм, хотя в некоторых вопросах (отношении к религии, общественным движениям) взгляды двух концепций совпадали 19. В 1915 году была опубликована брошюрой в 50 страниц работа В.А.Вейгер-Рейдемейстера «Л.Уорд и К.Маркс». Она, однако, широкой общественной дискуссии не вызвала.

1917-ый год явился переломным в русской истории. Будет преувеличением утверждение, что русскую революцию совершили масоны, но на первоначальном ее этапе именно представите ли масонских организаций в России сыграли важнейшую роль. Наиболее влиятельной во Временном правительстве оказалась эсэровская партия. Постепенно укрепилась в нем роль А.Ф.Керенского. Работавший в аппарате правительства А.Демьянов отме



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
60   61
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

чал его значение в подборе кадров, в выдвижении на руководящие должности провинциальной адвокатуры, более способной к либеральному мышлению. «Ни один присяжный поверенный, претендовавший на получение какой-либо должности, не мнил себя достойным должности ниже товарища обер-прокурора Правитель ствующего Сената. На эту должность претендовали, казалось, самые скромные по своему общественному положению присяжные поверенные, а иногда даже и очень молодые…» 20. Оказывал Керенский и протекцию. «Чиновником особых поручений он пригласил к себе близкого ему приятеля еще со школьной скамьи, присяжного поверенного Сомова»21 .

На волне революционного подъема перед Рейдемейстером открылась блестящая перспектива. В январе 1917 года он был избран гласным Витебской городской думы22. С апреля благодаря личной активности и протекции был выдвинут в органы Временного правительства. Сначала он заведовал отделом законодатель ных предположений при Министерстве продовольствия, затем являлся членом Юридического совещания при Временном правительстве, и наконец, Особо уполномоченным по гражданской части Петроградского военного округа. Период с апреля по октябрь 1917 года оказался пиком служебной карьеры Рейдемейстера. Однако Октябрьский переворот нарушил баланс сил и изменил обстановку, закрылись, казалось бы, блестящие перспективы.

Приход к власти большевиков не означал немедленного бегства из Петрограда всех тех, кто был «запятнан» службой во Временном правительстве. Не выглядит бегством и отъезд самого Керенского, описанный в его мемуарах «Россия на историческом повороте» и искаженный в советской историографии. В течение трех недель сохранялось примерное равновесие сил, и лишь разгром генерала Краснова изменил ситуацию с определенностью. Последующие полтора месяца (с середины ноября 1917 до начала января 1918 года) в мемуарах бывшего председателя Правительст ва описаны без излишних подробностей. В это время ему приходилось скрываться: сначала в имении между Гатчиной и Лугой, затем в поместье около Бологого 23. Как выясняется из документов ГПУ более позднего времени, характеризующих уже В.А.Рейдемейстера, именно в это время он оказывал помощь Керенскому, укрывая его «в имении своей тети вблизи Витебска» 24. Все это время Рейдемейстер оставался вполне легально в Петрограде, периодически выезжая в Витебск и устанавливая необходи
мые контакты. Степень близости отношений Керенского и Вейгер-Рейдемейстера по имеющимся документальным источникам выяснить весьма сложно. Даже если они не были лично близки, факт содействия экс-премьеру не представляется столь уж невозможным. К тому же ГПУ пользовалось в своей работе отнюдь не одними слухами. Однако упоминания имени Рейдемейстера в мемуарах Керенского нет.

Конец политической карьеры вынудил Вейгер-Рейдемейсте ра искать работу в Петроградском университете, пользуясь своими научными связями. Как следует из его автобиографии, с февраля по август 1918 года он работал в университете, однако тут же сделано замечание: «к чтению лекционных курсов не приступал» 25.

Обстановка в Петроградском университете была накаленная, среди профессуры и студенчества господствовали антибольшевистские настроения. Метко характеризовал ее известный впоследствии советский физик С.Э.Фриш26 . Он писал о митинговых страстях, об усиливавшейся безработице, о нараставшем к концу лета и началу осени голоде в Петрограде. В конце августа 1918 года Валериан Адольфович Вейгер-Рейдемейстер приехал из Петрограда в Витебск. Однако и в провинции новая власть постепенно начала брать верх.

Рейдемейстерам принадлежал в городе дом и пригородное имение Тересполь, где после возвращения Валериан Адольфович и поселился с семьей. Об обстоятельствах, хронологически связанных с возвращением ученого в Витебск, говорит текст одного из более поздних документов. В заявлении Витебскому губернско му профсоюзу работников просвещения от 30 ноября 1921 года он пишет: «В 1918-ом году, в августе месяце, вследствие перехода имения моей матери (им. Тересполь, Витебск.у., Витебск.губ.) в ведение губземотдела из оного были выселены все мы, несмотря на разрешение Витебск. Губ. Чрезв. Ком. нам там остаться (подчеркнуто в тексте — А.Л., А.П.). Вследствие настояний бывшаго тогда представителем губземотдела гражданина Шадрина, как мне, так и всем другим жившим в имении, было запрещено что бы то ни было вывезти» 27. И далее обращается с просьбой о возвращении принадлежавшего семье и незаконно конфискованно го имущества: рояля, мебели, библиотеки. Трудно сказать, какие иллюзии подтолкнули Рейдемейстера написать заявление. Возможно, вера в воцарение законности. Но резолюция на заявление безапелляционна: «Распоряжения Центра пока нет о возвращении



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
62   63
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

какого бы то ни было имущества, у нетрудового элемента взятого в дни революции в пользу государства, и просьба удовлетво рена быть не может». Кроме конфискации имения подвергся «уплотнению» и городской дом Рейдемейстеров.

Тогда же, осенью 1918 года, Валериан Адольфович начал искать в Витебске работу. Группой местной и приезжей интеллигенции было инициировано открытие в городе Пролетарского университета. Председателем правления университета стал литературовед П.Н.Медведев. В состав его правления вошли С.О.Грузенберг, Л.В.Пумпянский и В.А.Вейгер-Рейдемейстер. В ноябре 1918 года при университете было создано общество свободного искусства 28, позднее общество истинной свободы «в духе Л.Н.Толстого» 29. Велись переговоры о приглашении в университет столичных лекторов. Предполагался приезд А.Блока30. В среде просвещенной интеллигенции еще витал дух свободы, вольнодумст во представлялось главным завоеванием революции. Рейдемейс тер читал в университете лекции по истории культуры, русской истории, социологии.

В течение весны и лета 1919 года правление Пролетарского университета вело в Наркомпросе переговоры об открытии в Витебске Института гуманитарных наук и искусств. Было получено одобрение А.В.Луначарского, принято решение об открытии при предполагаемом институте подготовительной ступени «для народа», утверждены сметы31. Результат оказался неожиданным. В газете «Известия Витгубсовдепа» за 6 сентября 1919 года напечатано объявление: «Витебский пролетарский университет закрывается, как не отвечающий задачам пролетариата. Вместо него планируется открыть в Витебске коммунистический университет». Духу либерализма постепенно приходил конец.

На протяжении трех лет подряд (1918, 1919, 1920) Рейдемейстер делал попытки поступить на службу в Витебский институт народного образования. До конца трудно объяснить причины осторожного отношения к нему руководства этого учебного заведения. В 1918 году заявление его осталось без рассмотрения 32. В июне и сентябре 1919 года он вновь дважды настойчиво предлагал на выбор целый ряд лекционных курсов (истории культуры, всеобщей истории, русской истории, социологии, методологии истории)33 . Лишь в августе 1920 года Рейдемейстер был избран по конкурсу на должность профессора по кафедре истории культуры 34, до этого его сотрудничество с институтом народного об
разования было спорадическим.

Ректором института был П.Н.Ильинский, который одновременно читал курс истории литературы на словесно-историческом факультете, деканом факультета был К.Ф.Гахович. Исторические дисциплины в период 1920—1924 годов на факультете преподавали П.Н.Ардашев, С.А.Лясковский, В.Н.Перцев, А.И.Успенский, А.Н.Ясинский, А.П.Сапунов.

Среди студентов 4-го курса словесно-исторического факультета Витебского института народного образования ректор института П.Н.Ильинский (1-й ряд, второй слева), профессор В.А.Вейгер-Рейдемейстер (третий слева), декан факультета К.Ф.Гахович (четвертый слева). Апрель 1923 года

В институте В.А.Вейгер-Рейдемейстер и М.М.Бахтин появились почти одновременно (первый в конце августа, второй — в конце сентября 1920 года). До этого момента их контакты весьма вероятны благодаря общим знакомым, в числе которых следует назвать прежде всего Л.В.Пумпянского и С.О.Грузенберга. Еще



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
64   65
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

одной причиной вероятных контактов двух ученых является высокая общественная активность Рейдемейстера: с апреля 1919 года он стал заведующим секцией лекций и чтений губоно, много ездил по уездам, приглашал для чтения лекций из Невеля и Пумпянского, и Кагана, и Бахтина. Как заведующий подотделом подготовки школьных работников осенью 1919 года он ездил по уездам для организации педагогических курсов (в октябре был в Невеле)35. Наконец, поездки по уездам связаны были не только с привлечением лекторов для педкурсов, но и в связи с работой в губернской комиссии по охране памятников старины и искусства. Бахтин же, как известно, занимался этой работой в Невеле, хотя и достаточно вяло.

Таким образом, не приходится сомневаться, что Рейдемейстер и Бахтин были знакомы еще до переезда последнего из Невеля в Витебск. Михаил Михайлович к тому времени уже прошел «школу» М.И.Кагана и оказался чрезвычайно восприимчив к философским идеям, их переосмыслению, почувствовал в себе силы к научной деятельности. Рейдемейстер, как и Каган, был старше Бахтина и так же, как он, имел опыт учебы за границей и самостоятельной научной работы. Логично было бы предполагать возможность влияния через него школы Лаппо-Данилевского на взгляды Бахтина. Вейгер-Рейдемейстер, возможно, был тем, кто первым познакомил Бахтина с идеями философской герменевтики.

Прямым указанием на контакты М.М.Бахтина и В.А.Вейгер-Рейдемейстера в витебский период является письмо к М.И.Кагану, датированное мартом 1921 года, где имя Валериана Адольфовича упоминается 36. Рейдемейстер периодически выезжал тогда в Орел для чтения лекций в университете, где преподавал и М.И.Каган.

Школа Лаппо-Данилевского открыла перед Рейдемейстером широкий диапазон направлений, в которых он мог бы реализоваться. Не случайно, он предлагал для чтения такой значитель ный набор лекционных курсов. Вероятно, активность обществен ная не позволила ему достигнуть больших результатов в науке.

Обращает на себя внимание и еще один момент. Среди документов Витебского института народного образования сохранилось несколько программ курсов, которые читал Рейдемейстер в этом учебном заведении: истории первобытной культуры, культуры Древнего Востока, русской культуры, культуры Ренессанса 37. В программе по истории культуры Ренессанса среди основ
ных вопросов курса обозначен и такой, как «Смех и его место в жизни кватроченто и квинченто» 38. Сама формулировка вопроса как бы предвосхищает бахтинское понятие смеховой культуры. Трудно без текста лекции делать какие-то далеко идущие выводы, но сам факт примечателен.

В своей педагогической и научной деятельности Вейгер-Рей демейстер продемонстрировал подлинно культурологическое понимание исторического материала. Этот факт можно отметить даже исходя из формулировок тем его публичных лекций, которые были прочитаны в последующие годы. Среди тематики этих лекций следует отметить такие, как «Средневековая культура и ее движущие факторы», «Человеческая личность и ее переживания в эпоху Возрождения», «Новейшие теории исторического знания», «Человеческая личность в эпоху французской революции и после нее». Глубокое знание материала, широкая эрудиция позволили ученому реализовать замыслы двух книг, рукописи которых были подготовлены к изданию в 1921 и 1923 годах («Очерки средневековой культуры в ее отношениях к католицизму» и «Очерки по греческой религии») 39. Авторы статьи, к сожалению, не располагают сведениями о том, осуществлены ли были эти издания. Тем не менее мы понимаем, что возвращение имени ученого в одном из главнейших направлений связано с выявлением его научного наследия.

Все многообразие проявлений личности Рейдемейстера в небольшой статье представить трудно. Они складываются из преподавательской деятельности в Витебском институте народного образования, педагогическом техникуме, Витебском отделении Московского архелогического института, административной и научной работы в губернском отделе народного образования, комиссии по охране памятников старины и искусства, разборочной комиссии при губернском архиве, чтения лекций в институте социальной психологии в Москве, в Орловском государственном университете, в Смоленском институте народного образования. Ученый был в числе организаторов и членов ряда общественных организаций, в частности Витебского отделения Всероссийской научно-педагогической ассоциации.

Отдельные страницы биографии Рейдемейстера привлекали к себе особенно пристальное внимание карающих органов революции. Это — работа во Временном правительстве, активное участие в партии эсэров, непонятная дружба с А.Ф.Керенским.



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
66   67
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

Не стремясь замалчивать названные факты, Рейдемейстер все больше стал осознавать опасность своего прошлого. Весьма показательно в этом отношении сравнение его анкет разного времени. В пункте о партийной принадлежности он постоянно вынужден делать оговорку о выходе из партии эсэров. В анкете 1923 года он пишет: «вышел в 1917-ом году по несогласию с тактикой (ноябрьский съезд ПСР в 1917-ом г.)»40. В другой анкете примерно того же времени (не датирована) он отмечает, что публично, через периодическую печать отмежевался от идейной платформы эсэров41, как скажут потом, в сталинские времена, «разоружился». Все это неслучайно, ибо Рейдемейстер понимал, что «тучи сгущаются». Позднее он отмечал в анкетах более кратко и сдержано: «непартийный социалист» или вовсе — «беспартий ный».

Со всей остротой вопрос о политической лояльности ученого возник в 1922 году, когда Рейдемейстер обратился с просьбой разрешить ему юридическую практику, в связи с поступлением в Губернскую коллегию защитников. В секретной справке Витебского губернского отдела ГПУ губисполкому от 16 сентября 1922 г. сообщается, что «Рейдемейстер Валериан Адольфович состоит в списках 1 спецотделения на учете социалистов-революционе ров правого течения» 42.

21 февраля 1923 г. губотделом ГПУ сопровождается в губком РКП(б) «Список антисовдеятелей, служащих в хозорганах и в отделах наробраза». В списке под №14 назван «Редемейстер (так в документе — А.Л., А.П.) Валериан Адольфович, зав. подотделом просвещения губоно, 34 года, дворянин». Далее следует характеристика его: «…в 1917 году являлся особо уполномоченным из гражданской части министерства Керенского и многих других ответственных деятелей. Друг Керенского и во время бегства последнего из Гатчины укрывал его в имении своей тети вблизи Витебска. Имеет широкие связи [в] буржуазной среде. Подал заявление [в] печати о выходе из партии социалистов-революционе ров, но по сведениям губотдела — это ширма»43.

В ноябре 1923 г. положение стало еще более определенным. В «Списке лиц, подлежащих увольнению из губоно и подведомственных органов, как политически неблагонадежных», подписанном начальником Витгуботделом ГПУ Даубе, отмечено: «Вейгер-Рейдемейстер Валериан Адольфович, профессор ПИНО44, бывший член партии социалистов-революционеров с 1904 года, друг
Керенского, при котором занимал ряд ответственных постов. Имеет связь с реакционной профессурой и очень осмотрительно иногда среди студентов критикует мероприятия Советской Власти и очень язвителен» 45.

Наконец, в «строго секретном, личном» письме губкома партии заведующему губоно Волосевичу от 10 ноября 1923 года выносится вердикт: под личную ответственность уволить профессора ПИНО Вейгер-Рейдемейстера Валериана Адольфовича «как политически неблагонадежного» 46. На документе — надпись заведующего губоно относительно Рейдемейстера о том, что он «как профессор ВИНО47 вне моего влияния и это может сделать лишь т.Зеликсон» 48.

О финале этой почти двухлетней травли можно судить по еще одному документу, письму начальника Витокротдела ГПУ Турло в Витебский институт народного образования от 11 июля 1924 года с сообщением, что «профессор … института гр-н Вейдер-Рейдемейстер (так в документе — А.Л., А.П.) Валериан Адольфович нами арестован и содержится под стражей» 49.

Арест оказался непродолжительным, но явился окончатель ным крахом иллюзий относительно революционного преобразо вания общества и либеральных идей одного из тех интеллиген тов, которые восторженно приняли революцию и не хотели поверить, что она не принесла подлинного освобождения духа, а явилась кабалой, тюрьмой новой идеологии.

Примечательно, что эта интеллигенция пыталась внешне воспринять новую фразеологию и продолжала тщетно верить в идеалы свободы, равенства, братства, достижение которых виделось через толстовское человеколюбие, а не через кровавый террор. Эти мысли приходят, когда читаешь текст написанной Валерианом Адольфовичем записки «О губернских педагогических передвижных курсах». В ней Рейдемейстер отмечает: «Мы живем в один из тех великих исторических моментов, когда рушатся старые понятия, обламываюся с треском обветшавшие нормы человеческих взаимоотношений и в зареве погребальных факелов отжившего все рельефнее, все определеннее вырисовывается новый человек» 50. Будущее представляется ему как «продукт нашей личной энергии и наших сил»51. Обламывать с треском «ложные ветви» от общественного древа предстояло другим, а нормой взаимоотношений становились доносительство и клевета.

В августе 1924 года в связи с закрытием Витебского института народного образования В.А.Вейгер-Рейдемейстер был уво



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
68   69
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

лен из него. Не находим его имени мы и в списках членов коллегии защитников (адвокатов). Последний документ из известных авторам статьи, который связан с Витебском и содержит имя ученого, — штатное расписание Витебского художественного техникума на 9 сентября 1924 года, где он назван преподавателем истории пластических искусств 52. В документах техникума за 1925 год его имя уже не встречается.

Имя В.А.Вейгер-Рейдемейстера в 1924 году вдруг неожиданно исчезло с общественного горизонта. Как октябрь 1917 года положил конец его государственной карьере, так июль 1924 года сделался финалом его общественной деятельности. Обстоятельства последующих 13 лет жизни Рейдемейстера остаются неизвестны ми. Он уехал в Ленинград, где жил тихо, стремясь не привлекать к себе внимания карающих органов. Однако это его не спасло.

В архивной справке Управления Федеральной службы безопасности РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по материалам уголовного дела указывается следующее:

«Вейгер-Рейдемейстер Валериан Адольфович, 8 июля 1888 года рождения, уроженец г.Витебска, из мещан, русский53 , беспартийный, образование высшее, юрист-консультант артели Трансупаковщик, до ареста проживал в г.Ленинграде, наб. Жореса, д.20, кв.2.

Арестован органами УНКВД ЛО 7 февраля 1938 года. Обвинялся в пр.пр.ст.ст. 58—10, 58-11 УК РСФСР. Постановлением Особой Тройки УНКВД ЛО от 8 июня 1938 года приговорен к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Приговор в отношении Вейгер-Рейдемейстера В.А. приведен в исполнение 18 июня 1938 года в г. Ленинграде.

Постановлением президиума Ленинградского Городского Суда от 5 ноября 1956 года постановление Особой Тройки УНКВД ЛО от 8 июня 1938 года отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления».

В Ленинграде Валериан Адольфович поддерживал связи с некоторыми своими знакомцами по Витебску, в частности, с П.Н.Медведевым. Вместе и, вероятно, по одному делу они и были расстреляны: как показывают документы, Медведев тоже погиб 18 июня 1938 года54.

Судьба Рейдемейстера типична для подлинного интеллигента его поколения. И при этом личность его в контексте связей с М.М.Бахтиным примечательна. Выявление и изучение наследия ученого позволит перекинуть мостик между концепцией истори
ческой школы Лаппо-Данилевского и идеями Бахтина. В этом видится перспектива.

1 Сапунов А.П. Витебская старина. Т.I. Витебск, 1883, с.661. — Усадьба находилась на углу современных улиц Суворова и Я.Купалы.

2 Памятная книжка Витебской губернии на 1862 год. Витебск, 1861, с.27; Памятная книжка Витебской губернии на 1890 год. Витебск, 1890, с.242.

3 Аптека Вейгер-Рейдемейстера располагалась по адресу — Задуновская ул., 3 (ныне проспект Фрунзе). Здание не сохранилось, снесено в ходе реконструкции улицы.

4 Памятная книжка Витебской губернии на 1888 год. Витебск, 1888, с.62; Памятная книжка Витебской губернии на 1895 год. Витебск, 1895.

5 Список населенных мест Витебской губернии / Под ред. А.П.Сапунова. Витебск, 1906, с.32.

6 Беседы В.Д.Дувакина с М.М.Бахтиным / Вступ. ст. С.Г.Бочарова и В.В.Радзишевского; заключ. ст. В.В.Кожинова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996, с.35—46, 56—69.

7 Пресняков А.Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский. Пг., 1922.

8 Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории // Данилевский И.Н. и др. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998, с.76.

9 Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1911—1913. Вып.1—2.

10 Источниковедение…, с.78.

11 Там же, с.73.

12 Государственный архив Витебской области, ф.204, оп.1, д.205, лл.42—43об.

13 Там же, см. также ф.204, оп.2, д.291, л.5.

14 Об отказе от командировки В.А.Рейдемейстер сообщает в анкете (Государственный архив Витебской области, ф.204, оп.1, д.205, л.42), однако из нее же следует, что в 1913—1914 годах он учился в Брюсселе.

15 Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // «Вопросы истории», 1990, №8, с.114.

16 Берберова Н. Люди и ложи (Русские масоны XX столе



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 2000, № 1
70   71
Dialogue. Carnival. Chronotope, 2000, № 1

тия) // «Вопросы литературы», 1990, №1, 3, 4, 5, 6, 7. В статье об Аронсоне Г.Я. Н.Берберова пишет: «В 1913 впервые в Витебске [Аронсон] был на закрытом собрании Витебской ложи, куда его привел Марк Шагал и где он слушал речь Керенского» (№4, с.163—164).

17 Как следует из цитированного текста, Берберова связывает описанные события не с 1915-м, а с 1913-м годом. Нужно, однако, заметить, что М.Шагал в 1913-м году был еще в Париже. Не сообразуется ее датировка и с биографиями А.Ф.Керенского и Г.Я.Аронсона. Более убедительно перенести эти события на 1915 год.

18 Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте…, с.113—114.

19 Современная западная социология: Словарь. М., 1990, с.360—361.

20 Демьянов А. Моя служба при Временном правительстве // Архив русской революции. В 22 т. Т.3—4, М.: «Терра-Политиз дат», 1991, с.64.

21 Там же, с.60.

22 «Витебский вестник», 1917, 8 января, с.4.

23 Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // «Вопросы истории», 1990, №9/10, с.137—159.

24 Государственный архив Витебской области, ф.10050-п, оп.1, д.383, л.44об.

25 Там же, ф.204, оп.2, д.291, л.3об.—5.

26 Фриш С.Э. Сквозь призму времени. М.: «Политиздат», 1992, с.41—61.

27 Государственный архив Витебской области, ф.59, оп.1, д.116, л.471.

28 «Известия Витебского губернского совета», 1918, 23 ноября.

29 Там же, 1919, 26 января.

30 Там же, 1919, 4 марта.

31 Там же, 1919, 12 августа.

32 Государственный архив Витебской области, ф.204, оп.1, д.28, л.42.

33 Там же, д.64, лл.16—18.

34 См. заявление В.А.Вейгер-Рейдемейстера о приеме на работу (там же, д.57, л.175, 175об.); постановление Совета Витебского института народного образования от 26 августа 1920 года
об избрании его преподавателем кафедры истории культуры с 1 сентября 1920 года (прот. №14, п.2) — там же, д.72, л.57об.

35 Там же, ф.2268, оп.3, д.10, лл.96, 97, 100.

36 Каган Ю.М. О старых бумагах из семейного архива (М.М.Бахтин и М.И.Каган) // «Диалог. Карнавал. Хронотоп», 1992, №1, с.66.

37 Государственный архив Витебской области, ф.204, оп.1, д.130, лл.43—45; д.173, лл.37—39об., 44—47, 192—195; д.43, лл.165—166.

38 Там же, д.42, л.166.

39 Об окончании работы над первой книгой сообщается в журнале «Искусство» №1 (Витебск, март 1921).

40 Государственный архив Витебской области, оп.2, д.291, л.6.

41 В анкете (см. там же, оп.1, д.205, л.42) указано, что В.А.Вейгер-Рейдемейстер подал открытое письмо в печать о выходе из партии эсэров в «Петроградскую правду» за 1922. См. также: «Известия Витебского губернского совета», 1922, 5 ноября.

42 Государственный архив Витебской области, ф.56 оп.1, д.181, л.819. В текстах документов сокращения расшифровыва ются там, где это не вызывает разночтений.

43 Там же, ф.10050-п, оп.1; д.383, л.44об.

44 ПИНО — педагогический институт народного образования.

45 Государственный архив Витебской области, ф.10050-п, оп.1, д.656, л.190.

46 Там же, лл.169, 196.

47 ВИНО — Витебский институт народного образования.

48 Зеликсон Елизарий Юрьевич, ректор Витебского института народного образования с 6 декабря 1923 по 15 августа 1924 года (до момента ликвидации института).

49 Государственный архив Витебской области, ф.204, оп.1, д.176, л.425.

50 Там же, ф.2268, оп.3, д.17, л.3.

51 Там же.

52 Там же, ф.170, оп.1, д.202, л.178.

53 Вероятно, В.А.Вейгер-Рейдемейстер умышленно скрыл свою национальность и дворянское происхождение.

54 См.: Медведев Ю. Посмертно реабилитирован // Распятые. Писатели — жертвы политических репрессий. Вып.3. СПб.: "Просвещение", 1998, с.47.

Витебск



АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ  
А.Г.Лисов, А.М.Подлипский
«Друг Керенского»…

 




Главный редактор: Николай Паньков
Оцифровка: Борис Орехов

В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана



Филологическая модель мира