Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина

ISSN 0136-0132   






Диалог. Карнавал. Хронотоп








Диалог. Карнавал. Хронотоп.19983

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 3
36   37
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 3

1 Жирмунский В.М. Избранные труды. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Л.: Наука, 1978, с.360.

2 Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977,
с.9—104, глава «Пушкин в развитии мировой литературы».

3 Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л.: Наука, 1984. Томашевский Б.В. Пушкин. Книга первая (1813—1824). М.—Л.: Изд. АН СССР, 1956 и книга вторая (1824—1837). М.—Л.: Изд. АН СССР, 1961. Нусинов И.М. Пушкин и мировая литература. М.: Советский писатель, 1941.

4 Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М.: Гослитиздат, 1941, с.405.

5 См.: Розанов М.Н. Пушкин и итальянские писатели XVIII и начала XIX века; Розанов М.Н. Пушкин, Тассо, Аретино; Розанов М.Н. Пушкин и Ариосто. // Известия Академии Наук СССР. Отделение общественных наук. 1937, №2—3, с.337—412.

6 Здесь и далее ссылки даются по изданию: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т.4. Изд. АН СССР, 1937, с.95. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием в скобках тома и страниц. Сохранена орфография указанного издания.

7 См.: Батюшков Ф.Д. Пушкин и Расин, 1900.

8 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т.7, с.385—505.

9 Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования…, с.253—292.

10 Историзм Пушкина // Пушкинист. Петроград. 1916, II, с.54.

11 Шекспир У. Полное собрание сочинений. М.: Искусство, 1957. Т.1,
с.115 —121. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием в скобках тома и страниц.

12 Шекспир У. Полное собрание сочинений… Т.1, с.292, «Генрих VI».

13 Шекспир У. Полное собрание сочинений… Т.2, с.449, «Ричард II».

14 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений… Т.7, с.26.

15 Шекспир У. Полное собрание сочинений… Т.1, с.462.

16 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений… Т.7, с.27.

17 См.: Пинский Л.Е. Шекспир. М., 1971.

18 См.: Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М., 1993.

19 См.: Комментарии Г.О.Винокура к «Борису Годунову» // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений… Т.7, с.488.

20 Шекспир У. Полное собрание сочинений… Т.1, с.273, «Генрих VI».

21 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений… Т,7, с.487.

22 Московский Вестник, 1828, №1, с.68—69. Эту цитату приводит и Г.О.Винокур // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений… Т.7, с.407.

23 Шекспир У. Полное собрание сочинений… Т.1, с.228.Т.1,

24 Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина. М., 1897.

25 Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А. С. «Капитанская дочка», серия «Литературные памятники». М.: Наука, 1964, с.208.

26 Сборник отделения русского языка и словесности. Т.4, №З: Статьи по славянской филологии и русской словесности. Л.: 1928, с.440—443.

27 Временник Пушкинской комиссии. 1939. Т.IV—V, с.165—197.

28 Скотт Вальтер. Собрание сочинений. Т.4, М.—Л.: Художественная литература, с.254. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием в
скобках тома и страниц.

29 Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960, с.166.

30 Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина. М., 1897, с.47.

31 См.: об этом в книге Петруниной Н.Н. «Проза Пушкина». Л., 1987, с.257.

32 Смирнов И. От сказки к роману // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ. Т.XXVII. Л., 1973.

33 Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М.: Художествен ная литература, 1993, с.473.

34 См. об этом: Гуляев В.Г. К вопросу об источниках «Капитанской дочки» // Пушкинский временник. Т.1, 1936, с.311—312.

35 См.: Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987, с.266—267.

36 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений… Т.7, с.579—609.

37 Ср. анализ «Пира во время чумы» в кн.: Нусинов И.М. Пушкин и мировая литература…, с.262—284.

38 Ср. комментарии Б.В.Томашевского. // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений… Т.7, с.547—578.

39 Ср. комментарии Д.П.Якубовича // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений… Т.7, с.506—522.

40 См.: Розанов М.Н. Пушкин и Гольдони. К вопросу о прототипах «Скупого рыцаря» // Пушкин и его современники. Материалы и исследования. Выпуск XXXVIII—XXXIX. Л., 1930, с.141—150.

41 См.: А.С.Пушкин. Исследования и материалы. Т.VIII. Л.: Наука, 1978, с.107—136.

42 Wiener Slawistischer Almanach. Wien. 1992, №29.

The article provides a detailed analysis of Pushkin's use of extant European literary models, from Ariosto to Walter Scott. In the process, emphasis is laid on the characteristic feature of such «borrowing»: that Pushkin, while transferring traditional subjects and images on to Russian literary soil, always compresses and concentrates the material, reworks it in the spirit of Russian «local color». The author presents an overview of the borrowings, coincidences and differences in the treatment of subjects and characters as an «overcoming» first of Classicism and Sentimentalism and later of Romanticism, as the poet moves toward the creation of «authentically realistic art».



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  
Е.М.Мелитинский
Трансформация иностранных литературных моделей в творчестве Пушкина

 




Главный редактор: Николай Паньков
Оцифровка: Борис Орехов

В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана



Филологическая модель мира