Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина

ISSN 0136-0132   






Диалог. Карнавал. Хронотоп








Диалог. Карнавал. Хронотоп.19982

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 2
76   77
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 2

В КОНТЕКСТЕ БОЛЬШОГО ВРЕМЕНИ

М.Ю.Реутин

Памяти Л.А.Фрейберг

Предисловие к переводу

Отечественному читателю средневековая немецкая мистика почти совсем неизвестна. В его распоряжении имеется лишь несколько переводов из Майстера Экхарта, Николая Кузанского и Якоба Беме. Впрочем, последние двое — ренессансный богослов и барочный натурфилософ — относятся к немецкой мистике весьма опосредованно.

Между тем по своей мощи, вдохновенности, по богатству методологическими потенциями немецкая мистика сопоставима с мистикой византийской, — тем более, что обе эти практико-ви зионерские традиции восходят к единому истоку: позднеантич ному неоплатонизму и его христианской версии псевдо-Диони сия Ареопагита, византийская — напрямую, немецкая — через Августина и позднейшие латинские переводы греческих текстов.

Несмотря на глубокую, генетически обусловленную общность византийской и немецкой мистических школ, между ними существовал ряд различий, главное из которых, как кажется, сводилось к следующему. Восточная мистика достаточно редко выходила за пределы очерченной церковными канонами сферы, а если и выходила, то "подтягивала" их до себя, как это произошло с многовековым деланием "умной молитвы", получившим теоретическое обоснование в паламистской доктрине "нетварных энергий". Умозрения немецких мистиков, напротив, как правило вырывались далеко за пределы названной сферы и были куда менее дисциплинированы внешними установлениями (вспомним о пресловутом эротизме видений Хильдегарды Бингенской и монахинь цистерцианского монастыря Хельфта). В Византии каноны официальной церкви переживались в момент мистического экстаза как личное озарение и персональный опыт, — теряя при этом свой овнешненный, объективированный, императивно-при нудительный характер; в Германии же они, как правило, вообще
игнорировались: мист — скажем, Экхарт — поднимался "над" проблемами спасения, триипостасности и единосущия, чтобы погрузиться в "unio mystica" с Единым; или отдавался — как, например, Сузо — мазохистскому рыцарскому служению Даме — Премудрости Божей.

Таким образом завязывались и формировались два опытных навыка: опыт участия в обрядовой жизни церкви и опыт индивидуального, келейного — помимо всех ритуалов и институций — общения с божественным Ничто. Поначалу это раздвоение почти или вовсе не замечалось; известно глубокое почитание Экхартом таинства Евхаристии ("Речи наставления"), но тот же Экхарт в приводимой ниже "Книге Божественного утешения" формулирует глубокую, онтологическую разницу между "внешним" и "сокровенным" делом, — и в этом различении слышатся дальние раскаты реформационных бурь XVI в.

Если говорить о немецкой мистике средневековья в целом, то ее историю принято делить на следующие этапы:

1. Предыстория немецкой мистики; XII в., Рейнланд — период создания обобщающих богословских, натурфилософских и этических сумм, оформленных в виде "откровений" и "видений". Хильдегарда Бингенская (гл. соч. "Scivias") и Элизабета из Шенау ("Liber viarum Dei").

2. Бесписьменная женская мистика; 1 пол. XIII в., Нидерланды и Рейнланд — период массовых экстазов и психозов в женских монастырях епископства Льеж, создание полумонашеского ордена бегинок. Мария из Егнис, Кристина из Ст.-Тру, Маргарита Ипрская, Луитгарда Тонгрская и др.

3. Мистическая школа женского монастыря Хельфта; 2 пол. XIII в., Тюрингия и Саксония — посторонняя фиксация и авторская запись экстазов насельниц монастыря. Мехтхильда Магдебургская ("Das flissende Licht der Gottheit"), Гертруда Великая ("Insinuationes divinae pietatis"), Мехтхильда из Хакеборна ("Speculum spiritualis gratiae").

4. Расцвет немецкой мистики: мистика "рейнских мастеров"; кон. XIII — 1 пол. XIV вв. — период взаимодействия средней схоластики и мистики. Майстер Экхарт (ок. 1260 — 1327; Эрфурт — Париж — Страсбург — Кельн), Генрих Сузо (1295 — 1366; Кельн — Констанц — Ульм; гл. соч. "Vita"), Иоганн Таулер (ок. 1300 — 1361; Страсбург; "Sermones").

5. Закат немецкой мистики; 2 пол. XIV в., Страсбург и верхняя Германия — период слияния доминиканской мистики с апок



В КОНТЕКСТЕ БОЛЬШОГО ВРЕМЕНИ
М.Ю.Реутин
Предисловие к переводу

Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 2
78  
Dialogue. Carnival. Chronotope, 1998, № 2

рифическим простонародным христианством, формирование этики "нового благочестия" (впоследствии развитой в Нидерландах и получившей отражение в трактате Фомы Кемпийского "О подражании Христу". Поздний Таулер и страсбургские иоанниты, деятельность Рульмана Мерсвина во главе общины "Божих друзей".

В ближайших номерах журнала мы предполагаем опубликовать полный корпус немецкоязычных трактатов Майстера Экхарта. Корпус состоит из четырех текстов раннего, эрфуртско -парижско-богемского, периода творчества мистика. Самый старший из текстов — "Речи наставления", написанный в жанре "собеседования" и предназначенный для братии доминиканских монастырей Тюрингии, — датируется ок. 1298 г. За ним следует "Книга Божественного утешения", составленная между 1308 — 1314 гг. и адресованная королеве Агнессе Венгерской (ок. 1280 — 1364) по случаю убийства ее отца Альбрехта I Габсбурга (1308). Третий трактат "О человеке высокого рода" вплотную примыкает к предшествующему и составляет вторую часть диптиха "Liber Benedictus", первой частью которого является посвященная Агнессе "Книга утешения". Наконец, заключительный текст "Об отрешенности" традиционно датируется позже 1298 г. Будучи "собеседованием" и фигурируя в ряде рукописей в качестве "проповеди" (именно таковым он представлен в переводе М.В.Сабашниковой), текст близок своими стилистическими особенностями к "Речам наставления".

Основные исследования по истории немецкой мистики: Dinzelbacher P. Wцrterbuch der Mystik. Stuttgart, 1989; Preger W. Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter/ 3 Bd. Aalen, 1962; Ruh K. Geschichte der abendlдndischen Mystik/ 2 Bd. Mьnchen, 1990-1993.

Основные исследования по творчеству Майстера Экхарта: Bach J. Meister Eckhart der Vater der deutschen Speculation. Fr/M., 1964.; Ebeling H. Meister Eckharts Mystik. Aalen, 1966.; Trusen W. Der Prozess gegen Meister Eckhart. Padeborn, Mьnchen, Wien, Zьrich 1988.

Перевод средневерхненемецкого текста "Daz Buoch der goetlichen Troestunge" осуществлен с издания: Meister Eckhart. Die deutschen Werke/ Hrsg. von J.Quint. Bd. 5 "Meister Eckharts Traktate". Stuttgart, 1963.



В КОНТЕКСТЕ БОЛЬШОГО ВРЕМЕНИ
М.Ю.Реутин
Предисловие к переводу

 




Главный редактор: Николай Паньков
Оцифровка: Борис Орехов

В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана



Филологическая модель мира