Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина ISSN 0136-0132 |
||
|
|
|
|
Диалог. Карнавал. Хронотоп. → 1997 → 2
Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1997, № 2
185 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1997, № 2 ХРОНИКА. ФАКТЫ. ИНФОРМАЦИЯ А.М.Кузнецов «Мария Вениаминовна Юдина личность и судьба» Под этим названием в ГЦММК им. М.И.Глинки (Москва) состоялась научно-теоретическая конференция, проходившая два дня, 24 и 25 февраля 1997 года, что для таких мероприятий, когда речь идет о музыканте-исполнителе, большая редкость. (Даже конференция, приуроченная к 90-летию Д.Д.Шостаковича, к юбилею «всемирного масштаба», заняла немногим больше времени… хотя дело, конечно, не в «днях» при очень большом желании любое событие в нынешнем «вавилонском столпотворении» на культурной ниве можно раздуть до невероятных размеров). Нет, в ГЦММК все было честно и до конца продуманно. Впервые о Марии Вениаминовне Юдиной, друге и соратнице М.М.Бахтина, говорилось не просто как о номенклатурной пианистке, но как о музыканте, единственном в своем роде в истории мировой музыки, и как о личности гениальной не в одной ипостаси в нескольких: в одном лице и музыкант-мыслитель, и нравственно совершенный человек, великий гражданин и убежденный патриот земли Русской, такое вместе встречается очень редко, о таких говорят «избранник Божий»… Но и углубленно-проф ессиональное истолкование музыкального языка Юдиной, ее поэтики, всего ее грандиозного музыкального мира скажем так: адекватное истолкование только начинается, и такие доклады на конференции прозвучали. (Напомним, что первым, кто пытался найти ключ к искусству Юдиной, был недавно скончавшийся С.З.Трубачев с его работами «Музыкальный мир П.А.Флоренского» Юдина, как известно, была близка к семье этого богослова, к нему самому, «В общении с П.А.Флоренским», «В.А.Фаворский и музыка» и др.). Фило ХРОНИКА. ФАКТЫ. ИНФОРМАЦИЯ А.М.Кузнецов "Мария Вениаминовна Юдина личность и судьба" Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1997, № 2 186 187 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1997, № 2 софское прочтение искусства М.В.Юдиной, анализ ее эстетики сквозь призму ее мировоззрения преобладал. Тон задала ученица М.В.Юдиной, пианистка и педагог Марина Анатольевна Дроздова, которая вела конференцию. Ее вступительный доклад «Уроки Юдиной» имел отношение не столько к педагогическим занятиям Юдиной, сколько к тем заветам, которые она оставила и студентам, и слушателям, да и всем тем, кому не чуждо само понятие Культуры. Все, что делала М.В.Юдина, всегда имело глубинную цель, она учила не ремеслу, а пониманию смысла, заложенного в произведении автором; с этого она начинала, этим заканчивала; главное поднять студента, слушателя до уровня творца, композитора. Задача крайне сложная, но практически весьма необходимая, и Юдина ее решала. Она любила употреблять это слово «смысл» (заимствованное ею из немецкой классической философии, а также у ее любимых поэтов Хлебникова и Заболоцкого) чаще во множественном числе «смыслы»; сама ее жизнь и прошла в неустанных поисках смысла, сути во всем, к этому она подталкивала и всех тех, кто хотел извлечь уроки из общения с нею. Смыслы, Смысл справедливо отождествлялись ею с Истиной, а точнее с Истиной Христианства, а еще определеннее с Истиной Христа, о чем она не уставала повторять: «Бог помог мне никогда ни разу и нигде не отречься от Имени Христова…»; применительно к культуре в целом она писала, скажем, одному из своих молодых друзей-музыкантов: «Вы поймете всю пустоту любой культуры, любой сферы человеческой деятельности без религиозных корней. Да пошлет Вам Господь Бог это понимание, тяготение к Источнику всякого Познания и Творчества»; «Христианство озаряет человека, его внутренний мир, его поступки, поле его деятельности»; другому корреспонденту писала, давая отповедь прочитанному ею (по-немецки) впервые Францу Кафке, что это «грязь невылазная , как всякая концепция, не освященная и не освещенная <…> незаходимым Светом Солнца Правды, Христа, Бога Истинного, не осененная Покровом Богоматери»… Невольно вспоминается «Бу́ди! Бу́ди!» Достоевского («Братья Карамазовы»), когда встречаешь в юдинских письмах один и тот же рефрен: «В Христа Воскресшего верьте! Верьте!» И фортепиано
, оказывается, ко всему этому к
проповеди Слова Божия может иметь прямое отношение. Еще в
юнос ХРОНИКА. ФАКТЫ. ИНФОРМАЦИЯ
А.М.Кузнецов Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1997, № 2 188 189 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1997, № 2 Ты поступью Господней шла Ритм за собою оставляя в звуках Земную красоту ты в жертву принесла Смирясь с надеждами в сомнениях и муках И прикасаясь гениев земли Их мостовыми ты прошла босая Куда, скажи, тебя стопы несли Земных путей не выбирая
Что возвращает нас к тебе Что струн души касается незримо Следы шагов по призрачной земле Нам Слово Божие в тех звуках повторилось
(1 февраля 1997)
Тем же духовным аспектам жизни и искусства
М.В.Юдиной посвятила свое сообщение скульптор
З.А.Масленни
кова, рассказавшая о встречах о. Александра (Меня) с
пианисткой. И, разумеется, этот же аспект был очевидным в
сообщении
В.Ф.Тейдер
«Устные воспоминания
М.М.Бахтина о М.В.Юдиной в записи В.Д.Дувакина», для данной
аудитории ставшем открытием. Докладчица подробно описала те
фонодокументы, посвященные М.В.Юдиной, которыми
располагает научно-методический кабинет МГУ. Большое оживление
в аудитории вызвал живой голос М.М.Бахтина, когда была
включена магнитозапись с фрагментом беседы В.Д.Дувакина в
той части, где Михаил Михайлович говорит о Юдиной. «Вот
оно, бессмертие!» послышалась чья-то реплика. К этому
сообщению естественно примыкало другое (как связь М.В.Юдиной
с великими современниками) «М.В.Юдина и Л.П.Карсавин»
А.М.Кузнецова
. Бегло (в силу
временно́
го «цейтнота»)
коснувшись отношений Юдиной и Льва Карсавина,
переживших три стадии в 1921-м, 1948-м и в 1950-е гг. (после
смерти Карсавина), докладчик прочитал неизвестный фрагмент
воспоминаний Марии Вениаминовны об этом русском философе,
жертве сталинских репрессий, а также рассказал о парижском
архиве Карсавина-Сувчинского, который ему довелось разбирать
(на ул. Сен-Санса, 15) по просьбе Марианны Львовны
Карсавиной. Осветил он и отношение М.В.Юдиной к эмиграции
в ХРОНИКА. ФАКТЫ. ИНФОРМАЦИЯ А.М.Кузнецов "Мария Вениаминовна Юдина личность и судьба" Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1997, № 2 190 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1997, № 2 «Русская духовная традиция и Пушкин», который вобрал в себя темы, прозвучавшие ранее: Культура и Православие, пути и перепутья русского искусства, музыка и смысл бессмертия. Очевидно, что активное пушкинское начало присутствует в искусстве М.В.Юдиной, причем не в скрытом, а в обнаженном виде как у страстного художника-христианина. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена в исполнении М.В.Юдиной звучала во все дни работы конференции. По просьбе присутствующих в зале родных композитора А.Л.Локшина был целиком прослушан его «Реквием» (дирижер Р.Баршай). Полномасштабная выставка «Мир Марии Юдиной», о жизни и трудах великого музыканта, была открыта в ГЦММК на протяжении всего февраля. Демонстрировались уникальные документы и вещи из частных и государственных собраний (в том числе письма М.М.Бахтина к М.В.Юдиной). Из самых больших редкостей отметим то, что было предоставлено семьей Флоренских: икона М.В.Юдиной, крест, нотные издания с дарственными надписями крестнице Юдиной О.С.Трубачевой-Никитиной, экземпляр «Столпа и утверждения Истины» П.А.Флоренского с пометками М.В.Юдиной, портрет П.А.Флоренского работы Р.А.Флоренской. Центральное место в иконографии Юдиной на этой выставке занимали, конечно, работы О.А.Гостева, две гравюры В.А.Фаворского, рисунки В.А.Дувидова и А.А.Таршис, около 20 снимков племянника М.В.Юдиной фотохудожника Я.С.Назарова, сделанных им в последние годы жизни музыканта. Весь груз огромной работы по подготовке выставки, кроме друзей М.В.Юдиной (создавших, кстати, в те дни обществен ный «Фонд М.В.Юдиной»), взял на себя ГЦММК в лице старшего научного сотрудника, заведующей отделом экспозиционной и выставочной работы Галины Петровны Сахаровой (перед этим блистательно осуществившей в ГМИИ им. Пушкина выставку к 90-летию со дня рождения Д.Д.Шостаковича) и научного сотрудника того же отдела Татьяны Викторовны Ниловой.
Москва
|
Главный редактор: Николай Паньков
В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана |
|