Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина ISSN 0136-0132 |
||
|
|
|
|
Диалог. Карнавал. Хронотоп. → 1995 → 3
Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1995, № 3
34 35 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1995, № 3 "ДИАЛОГИЗУЮЩИЙ ФОН" Щитцова Т.В. К онтологии (Киркегор и Бахтин)
Начну с одного досадного недоразумения, которое имело место в истории философии, а именно: того известного по документам факта, что в конце 20-ых годов Лев Шестов, окунувшись в немецкую философскую среду, где тогда только о Киркегоре и говорили, с каким-то воодушевленным недоумением констатировал: Киркегор прошел мимо России, даже имени его никто не знает. Оказывается, знали. И не кто иной, как Михаил Бахтин (и иже с ним). В связи Киркегор-Бахтин особенно примечательно то обстоятельство, что по отношению к Киркегору Бахтин был не только оригинальным последователем (прежде всего, это касается, конечно, философии поступка), но и исследова телем, сделавшим предметом рассмотрения сам феномен Киркегора как автора. Тема моей работы будет касаться, в основном, первой ипостаси Бахтина. Определение человеческого бытия у Киркегора
непосредственно связано с ключевым понятием его философии,
в соответствии с которым она и получает название
экзистенциальной. При этом более корректно говорить о
целом ряде исходных для Киркегора понятий, которые находятся
между собой в определенном отношении и в своей
совокупности описывают онтологическое определение
человека. Итак, человеческое бытие определяется у Киркегора
как существующее-бытие (Existierendes-Sein) и/или Dasein.
Датское
Tilvжrelse прямо соответствует немецкому Dasein.
Вместе с тем, каким бы странным это ни показалось, для
пости "ДИАЛОГИЗУЮЩИЙ ФОН" Т.Щитцова К онтологии человеческого бытия Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1995, № 3 36 37 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1995, № 3 годаря своей универсальной полноте, хранящей в себе и пространство, и время, а также своей особой динамике все эти смыслы заостряет и подчеркивает, ставит на них ударение. Человек, пишет Киркегор, «da ist» («til vжrelse»): здесь есть, вот есть (вот он!), «да есть», т.е. действительно имеет место быть, и соответственно этому он говорит о его (человека) Dasein. Конечно, применительно к философии Киркегора
нельзя говорить о какой-то всецело разработанной онтологии
человеческого бытия (аналитике Dasein). В своей
большей части работы Киркегора это имманентный анализ
(а иногда и художественное изображение) определенного
экзистенциального опыта, анализ, опирающийся на
особого рода диалектику, основные понятия которой не выводятся
последовательно одно из другого, но взаимообусловлены
таким образом, что каждое понятие уже содержит в
себе все остальные, и отнюдь не в снятом виде, а реально,
в действтельности. Определив человека как «существующе
го», Киркегор затем видит свою задачу в прояснении
сущностных характеристик этого существования. Он
никогда не поворачивается к тому бытию, «Da» или «существова
ние» которого есть человек. Этот поворот и был бы
началом той онтологии, которая заложена в имеющихся у
Киркегора определениях человеческого бытия, и прежде
всего, в понятии
Tilvжrelse, буквальный перевод которого
означает «К бытию». Киркегор не тематизирует зафиксиро
ванное им отношение между человеком и бытием.
Обозначив, что прийти к бытию мы можем через человека,
Киркегор остается с человеком. Показательно, что из всех
приведенных выше понятий Киркегор чаще всего использует
Existenz и Existieren, т.е. производные от изначального
полного определения человека (Existierendes-Sein), как бы
его сокращенный вариант, причем редукция в данном
случае просто фиксирует область интереса мыслителя.
Киркегор руководствовался той же задачей, что и Паскаль:
вывести следствия для человеческого существования, вытекающие
из самого положения человека в бытии, и он сделал
достаточно для того, чтобы показать, что экзистенциальная
философия может быть онтологией человеческого
существования, что она включает в себя и опирается на свой
он Одним из первых, кто осуществил упомянутый выше поворот, был Михаил Бахтин, в его работе «К философии поступка». Этот поворот фиксируется, прежде всего, в целом ряде новых понятий и определений, которые вводит Бахтин, все они нацелены на описание отношения между человеком и бытием. Уникальность подобного поворота заключалась в том, что он, будучи поворотом «к», никак не должен был быть отворачиванием «от». Вся экзистенциаль ная проблематика, с такой скрупулезностью разработанная Киркегором (и не только им), оставаясь первостепенным условием такого поворота (именно она его предполагала и требовала), сама с необходимостью должна была включаться в него. Бахтин справился, как сказал бы Киркегор, с таким сложным диалектическим движением. При этом он не стал «ломать копья» над переводом упомянутых выше понятий на русский язык, чем обнаружил не только свою самостоятельность, но и чуткость к языку, поскольку эта задача оказывается практически невыполнимой. И это касается не только Dasein. Есть целый ряд причин филологического порядка, по которым Existenz и Existieren также не могут быть адекватно переведены на русский язык. Отмечу только самое существенное, на мой взгляд, препятствие такого перевода. И коренится оно в том, что русское «существование», которым традиционно переводится «Existenz», в своих смысловых акцентах часто противоречит содержанию Киркегорова понятия. Existenz(ии), являющейся показателем подлинности человеческого бытия, в его особой интенсивности и полноте, ставится в соответствие слово, зачастую отображающее пониженный бытийный ранг человеческой жизни: насыщенной и полной смысла жизни в русском языке противопоставляют именно существова ние (ср.: «жить, а не существовать», «не живем, а существуем», «так, не жил, а просуществовал»), приближающееся по своему смыслу к «прозябанию». У Бахтина онтологическое определение человека задается через понятие «не-алиби в бытии», понятие, которое по своей динамике (ударной силе) равновесно понятию Dasein. Более того, они парадоксальным образом перекли "ДИАЛОГИЗУЮЩИЙ ФОН" Т.Щитцова К онтологии человеческого бытия Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1995, № 3 38 39 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1995, № 3 каются (вот почему было важно, что Бахтин читал Киркегора по-немецки), когда мы без перевода ставим их друг против друга: «не-алиби в бытии» и Dasein, «не» и «da» два варианта одного ответа. «Не-алиби в бытии» это положение, в котором, из которого нельзя сказать «нет», устранить ся ввиду непричастности. Это положение, которое изначально определяется как «Da». При этом неважно, как мы это «Da» напишем: по-немецки или по-русски: «да». В контексте бахтинского описания онтологии человека через понятие «не-алиби в бытии» русское «Да» оказывается лучшим переводом «Da» немецкого. Можно констатировать имплицитное сохранение этих da/да у Бахтина, говорящего о данности и заданности «моей единственности». Для Бахтина поворот начинается с осознания
причастности бытию со своего единственного
места в
бытии. (Бытие оказывается как бы привязанным в
точках «da».) Следующий шаг к прояснению их взаимоотноше
ния. Последнее и определяет онтологию человеческого
бытия, а именно, как пишет Бахтин, взаимоотношение
между единственностью наличного бытия и целым бытия.
Суть взаимоотношения в их неслиянности и нераздельности:
они нужны друг другу. Если следовать терминологии
Бахтина в его различении данного и заданного, то данное
это то, что нужно мне от бытия, то, что оно дает мне в
моей пассивности; а заданное предполагает мою активность
то, что нужно бытию от меня, потому что только в
ней действительно осуществляется (утверждается) данное
бытием, само бытие в его данности (здесь та же нераздель
ность и неслиянность). Характер взаимоотношения
между единственностью наличного бытия и целым бытия
таков, что можно говорить о некоем онтологическом
приращении, условием, но одновременно и свидетельством
которого является как раз «активная причастность» (выражение
Бахтина). Это приращение осуществляется в изначальном
всеопределяющем акте (у Киркегора это выбор, у
Бахтина утверждение не-алиби в бытии), акте, которым
полагается ответственный центр исхождения поступка,
в результате чего
место быть
получает необходимую
конкретность. И теперь Киркегор все свои надежды
возлагает на «единичного», а Бахтин доверяет только
«инкарни В связи с чем есть только один смысл, в котором можно говорить об онтологической первичности диалогического отношения у Бахтина, и связан он именно с указанной взаимностью между человеком и бытием. При этом ответ бытию «Да» делает человека ответствен ным. В свете заданной таким образом онтологии на смену homo sapiens приходит человек действующий-поступающий, выявляется онтологическая неслучайность всякого поступка, нравственная философия обретает онтологические корни. Вырисовывается некое геометрическое описание онтологии человека, которая может быть задана такими понятиями, как местоточкацентр. В контексте такого описания неизбежным предстает следствие о двух модусах человеческого существования. Надо сказать, что оно не разработано в достаточной степени ни Киркегором, ни Бахтиным. В связи с чем особое значение приобретает учение Августина, рассматривающее становление христианина как путь от рассеянности во внешней жизни к сосредоточен ности в Боге, а также анализ понятия «развлечение» в философии Паскаля. Итак, первое это бытие в модусе рассеяния, отвлечения; второе бытие в модусе сосредоточения, концентрирования, собирания, или же стягивания, как у Бахтина. В связи со всем вышесказанным очевидно, что, во-первых, человек «собирается» только в поступке. Именно здесь осуществляется онтологическая заданность человека, истина человеческого бытия. Во-вторых, полное рассеяние невозможно: в том смысле, что «Til», «Da», «центр», «мое единственное место в бытии» онтологическая данность. Человек может реализовывать себя по отношению к ней отрицательно («от»), но не отменить ее. В связи с чем, кстати, всегда сохраняется возможность «собрать себя», восстановить себя в своей истине, осуществить свою заданность, осуществить себя как «Da» (через «Да»!). И в-третьих, «данное» в своей пассивности обладает некоторой позитивной инерцией (инерцией «устоев»), которая препятствует, со "ДИАЛОГИЗУЮЩИЙ ФОН" Т.Щитцова К онтологии человеческого бытия Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1995, № 3 40 41 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1995, № 3 противляется рассеянию, обращает его вспять. Киркегор и Бахтин совершенно единодушно выделяют две сферы, в которых центростремительно заданное бытие человека прерывается или же смещается. Первая это теоретическое (или же чистое) мышление, разворачивая критику которого Киркегор и Бахтин говорят совершенно в унисон, и иногда интересно просто сопоставить соответству ющие друг другу определения у одного и второго. Киркегор пишет, что чистое мышление «чисто» от собственного существования мыслителя и сравнивает объективного мыслителя с самоубийцей. Бахтин в связи с теоретическим мышлением говорит: «На этом пути меня самого нет». Что за омертвевшее в самом себе бытие выдает нам логическое мышление, когда пытается мыслить Dasein? задает отчасти риторический вопрос Киркегор. И Бахтин отвечает: в результате теоретического мышления поступок оказывается расколот и мы имеем дело лишь с некой теоретичес кой транскрипцией, которая по определению пуста. Пустота является следствием чистоты. В то время как экзистенци альный мыслитель, согласно Киркегору, не может быть безразличен к своему существованию в качестве единичного индивидуума, его мышление заинтересовано, это участное мышление, в терминологии Бахтина. Оно-то и должно быть осью философии. Бахтин подспудно намечает свое ви`дение истории философии, классифицируя философию на ту, в которой участное мышление преобладает «осознанно и отчетливо», и на ту, где это имеет место «бессознательно и маскированно». Быть экзистенциальным, участным мыслителем значит принадлежать к первой из них. Здесь вопрос о том, каким должен быть мыслитель, непосредствен но смыкается с тем определением человеческого бытия, которое мы рассматривали выше, поскольку мыслить экзистенциально и значит как раз мыслить согласно своему определению в бытии. Вторая сфера эта сфера эстетического. И здесь
пути Киркегора и Бахтина расходятся. У Киркегора в его
учении о стадиях существования эстетическая и религиозная
стадии в своих предельных точках фиксируют соответственно
или крайнюю степень рассеяния или же крайнюю
степень сосредоточения человеческого существования. Что
касает Хоть убей, следа не видно Если киркегоровский анализ эстетического ведет к демонизму, то бахтинский приходит к диалогизму. Но самое главное здесь то, что это ведь не значит, что они, Киркегор и Бахтин, противоречат друг другу. И все еще больше усложняется в данном случае как раз тем обстоятельством, "ДИАЛОГИЗУЮЩИЙ ФОН" Т.Щитцова К онтологии человеческого бытия Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1995, № 3 42 Dialogue. Carnival. Chronotope, 1995, № 3 что феномен Киркегора как автора был материалом для Бахтина в его работе «Автор и герой в эстетической деятельнос ти». При этом надо отметить, что реабилитация эстетичес кого началась раньше. В работе «К философии поступка» Бахтин пишет о том, что эстетическое ближе миру поступка, нежели теоретическое. Но Киркегор поддержал бы Бахтина, ведь это, по сути, следует из общего онтологическо го фундамента их философий. Эстетическое потому будет ближе к миру поступка, что оно кружит вокруг центра, задано им, тогда как теория берет его в скобки, отвлекается от него. Вместе с тем, не менее серьезную поддержку осуществляет и Бахтин по отношению к Киркегору. И в данном случае я просто хочу предложить свою интерпретацию известных бахтинских слов есть целый ряд других интерпретаций, пытающихся прояснить, что же это означает: «Больше своей судьбы, но меньше своей человечности». На мой взгляд, эти слова как нельзя лучше описывают специфику эстетической деятельности, связанную если не с надломом, то с какой-то кривизной, смещением, несовпадени ем. Эти слова фиксируют как раз ситуацию, в которой находится автор в связи с его отношением к герою. Любовно оформляя последнего, автор одновременно и больше своей судьбы, потому что он сам создает то, чем сам не является и являться не может, и меньше своей человечности, потому что в этот момент он держится вокруг другого центра, не своего, тогда как только на последнем его человечность и основывается. Киркегор и Бахтин не противоречат друг другу потому, что есть, конечно, существенная разница между эстетическим существованием и эстетической деятельностью. И все же, несмотря на эту разницу, бахтинские опыты позитивной эстетики как поля, среды для диалога опираются и используют возможности эстетического как способа быть.
г.Минск
|
Главный редактор: Николай Паньков
В оформлении страницы использована «Композиция» Пита Мондриана |
|